В качестве аллюзий к текущему моменту Гремина предложила документальный "вербатим" XV века - пьесу по мотивам записок янычара, участвовавшего во взятии Константинополя, а также стихам султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре. "150 причин не защищать Родину" - рассказ про один день в истории - 29 мая 1453 года, день падения Константинополя. Пять актрис представляют историю мужчин, защищавших и предавших византийскую столицу, второй Рим. Для того чтобы в тишине вслушаться в трагическую случайность тех дней, она попросила композитора Дмитрия Власика написать музыку, а он озвучил тишину и молитву, создал акустический образ византийской стихиры и восточной медитации, образ войны, предательства и разрухи.
В этой длинной увертюре молчания тихо входят шумы и звуки нашей истории. Нежданно оказывается, что роковое падение Византии, случившееся потому, что кто-то продал, кто-то предал, кто-то равнодушно ждал, является гораздо более существенной частью современной истории, чем мы думали по незнанию. Пять актрис (Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр) выступают на стороне того или иного мужчины, создавая странного нового персонажа - ни мужчину, ни женщину, ни актрису. Этот некто - сам рассказ, сама потребность понять, где коренится распад и предательство, где механизм угасания и гибели, где личная ответственность и где стечение роковых случайностей. Византия падет, прекрасные белые бюсты византийских императоров и философов будут завешаны вышитыми чехлами, похожими на тюркские тюрбаны, и нам будет дано услышать стон расколотого мира, безнадежную просьбу о помощи, развернутую к Западу и к самим себе, лукавым и трусливым. Гремина и ее актрисы пытаются исследовать 150 причин не защищать родину в минуту опасности и работать на врага. 150 причин искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить. Но были и те, кто, пренебрегая бессмысленностью и неравенством сил, подняли меч и погибли.
Византия накануне гибели чем-то напоминает нашу родину: общество расколото надвое, да и снаружи его разрывают две силы - исламский Восток и католический Запад. В храме Святой Софии Константинополя служба идет на латинском языке, а Лука Нотарас, советник императора, ищет компромисса с турками. В Европе же смеются откровенно над претензиями Константинополя на статус культурной столицы мира, но готовы подписать Унию, и Уния вот-вот будет подписана во Флоренции. Впрочем, Флорентийская уния Гремину уже не волнует, хотя именно там будет заложено роковое отпадение России от христианского мира. Скромный и не претендующий на учреждение театральной моды спектакль Греминой между тем говорит о явной смене перспектив. История гибнущего Константинополя и другие "ветхие" сюжеты, о которых еще недавно никто и не вспоминал, вдруг стали едва ли не более интересна, чем любой "актуальный" сюжет.