Счетная палата рекомендовала усовершенствовать систему управления ОЭЗ

Система управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ) требует дальнейшего совершенствования. Таковы результаты проведенного Счетной палатой (СП) аудита эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие зон.

Всего за семь лет существования ОЭЗ государство вложило в их развитие почти 122 млрд руб. Из них свыше 94 млрд руб. составили взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд руб. регионы направили напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 году управляющие компании выполнили работы на сумму 52 млрд руб., что равняется всего 26% от ожидаемой до 2017 года стоимости строительства, а с учетом оплаченных регионами работ - около 40% стоимости. "Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон, - отметил аудитор СП Александр Жданьков на Коллегии СП. - Уже неоднократно Счетной палатой отмечалось низкое качество планирования: завышение объемов взноса в уставный капитал ОАО "ОЭЗ" из федерального бюджета, ежегодное неисполнение инвестиционных планов, несвоевременность корректировки Перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ".

Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию введено только 156. При этом темпы строительства в 2012 году серьезно замедлились: годовой план строительства выполнен всего на 15%. За три квартала 2013 года объемы строительства также значительно не выросли. Рост составил около 10%. Это ничтожно мало, уверены эксперты.

Основные работы по созданию инженерной инфраструктуры ОЭЗ изначально планировалось завершить до 2015 года. Но полностью эти сроки не удастся выдержать, уверен Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам: "Например, только недавно созданы ОЭЗ в Калужской и Псковской областях, по ряду ОЭЗ происходит значительное расширение территории. Поэтому по ним нереально ожидать завершения строительства основных объектов до 2015 года. Но по многим "старым" площадкам, особенно в первых промышленно-производственных ОЭЗ, такой срок является вполне реальным".

Более того, до сих пор отсутствует документ, который бы определял стратегию развития зон, конкретные цели и задачи государства и пути их реализации. Все это привело к формированию значительных остатков неиспользуемых средств. На 1 января 2013 года сумма составила 35 млрд руб. (почти 40% выделенных государством средств). Из них 22,6 млрд руб. - это свободные, незаконтрактованные средства.

"Остаток неиспользуемых средств на 1 января 2013 года в размере 35 млрд руб. не является очень большим с учетом масштабных планов по строительству инфраструктуры. Очень вероятно, что его существенная часть будет израсходована уже по итогам 2013 года. Одной из проблем являются сложности с решением земельных вопросов по отдельным территориям и медленная подготовка проектной документации. Другая проблема - частая смена руководства ОАО "ОЭЗ" и связанные с этим постоянные проверки и корректировки планов. Но сейчас есть надежда, что процессы ускорятся", - заявил "РГБ" Моисей Фурщик.

Проведенный аудит также показал, что финансовое положение ряда управляющих компаний (УК) на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов. Получаемые УК доходы от использования объектов ОЭЗ позволяют возместить не более 40% расходов. "Рост доходов управляющих компаний ограничивают льготные ставки арендной платы для резидентов, неполная загрузка мощностей имеющихся объектов, частичное или полное отсутствие потребителей услуг в пределах некоторых ОЭЗ. При этом ни минэкономразвития, ни ОАО "ОЭЗ" управленческих решений в данной ситуации не принимают", - отметил Александр Жданьков.

Условно-эффективной можно признать только деятельность зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, считают в СП. Но и этим ОЭЗ нужно совершенствовать свою работу по отдельным направлениям, в том числе более активно привлекать резидентов, проводить ревизию выполнения резидентами условий соглашений о ведении деятельности, корректировать бизнес-планы потенциальных резидентов в части оценки финансовой устойчивости, анализировать причины замедления темпов строительства инфраструктуры.

Деятельность зон туристско-рекреационного и портового типов неэффективна вообще. "Из пяти рассматриваемых зон туристско-рекреационного типа функционирует четыре. При этом уровень достижения показателей деятельности ОЭЗ в Алтайском крае имеет средние значения, в прочих - низкие. Из трех созданных портовых ОЭЗ функционирует лишь одна - в Ульяновской области и за проверяемый период имеет достаточно низкие показатели деятельности", - констатировал аудитор.

Также в ходе контрольного мероприятия были установлены факты неэффективного и нецелевого расходования средств уставного капитала ОАО "ОЭЗ". Так, 93 млн руб. были использованы на ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, которые досрочно закрыты, а также на ОЭЗ в Красноярском крае, которая в итоге так и не была создана. Не по целевому назначению использованы средства в сумме 23,6 млн руб., которые пошли на разработку концепции развития ОЭЗ в Приморском крае. При этом к строительству инфраструктуры данный документ отношения не имеет, а фактически является результатом маркетингового исследования.

"Итоги контрольного мероприятия позволяют признать систему управления ОЭЗ условно-эффективной с необходимостью дальнейшего совершенствования по отдельным направлениям, в частности, доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и расходованием средств, направленных в качестве взносов в их уставные капиталы, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности ОЭЗ", - резюмировал аудитор.

По состоянию на январь 2013 года в ОЭЗ зарегистрированы 323 резидента, на июль - 341. Объем вложенных резидентами инвестиций в 2012 году достиг 70 млрд руб. (18% заявленного объема). Резиденты технико-внедренческих зон зарегистрировали права на 336 объектов интеллектуальной собственности, 53 разработки внедрены в производство. Общий объем налоговых льгот и таможенных преференций, полученных резидентами, превысил 6,5 млрд руб. В виде налоговых отчислений бюджет получил 8 млрд руб. (за счет ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов). Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ оценивается в 80 копеек на 1 рубль вложенных государственных средств, в основном за счет инвестиций резидентов ОЭЗ в Республике Татарстан и Липецкой области.