Это заявление прозвучало в Можайской женской колонии, расположенной в Московской области. Спикер Совета Федерации приехала в местный дом ребенка, чтобы вручить новогодние подарки, а также пообщаться с осужденными мамами. Можайская колония одна из тринадцати женских колоний, где сегодня действуют дома ребенка. Всего в таких домах по всей стране живут 760 детей. Они ни в чем не виноваты, просто так сложилась у них судьба. По закону держать детей вместе с мамами в колониях можно до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. Затем малыш либо отправляется к родственникам, либо, если маме еще не вышел срок, уезжает в детский дом.
В детском доме созданы все условия для таких детей, которые в силу возраста еще не осознают, где находятся. Однако что будет с ними дальше? Беда в том, что многим (хотя, конечно, не всем) мамам-арестанткам дети не нужны. Как рассказали руководители колонии, сегодня уже привычным делом стало, когда поступает осужденная, принимающая наркотики с 12-13 лет. У таких мам и дети, по словам специалистов, рождаются уже с наркотической зависимостью, и буквально через несколько минут после рождения на младенца нападает ломка. Некоторых осужденных мамаш приходится лишать родительских прав, причем по их же инициативе. Что делать? Надо помогать детям.
А также помогать тем женщинам, кто не потерян для общества. Одна из проблем бывших арестантов в том, что им некуда податься. Семьи нет, работы нет, жилья нет. Так что, кажется, остается только одна дорога: назад в тюрьму.
Валентина Матвиенко рассказала, что есть замысел разработать государственную программу социальной реабилитации бывших арестантов. Например, обсуждается идея ввести для работодателей квоты на трудоустройство вчерашних заключенных. По мнению специалистов, с которыми беседовал корреспондент "РГ", стоит подумать о каких-то льготах для работодателей, принимающих на работу вышедших из тюрьмы людей.