15.01.2014 23:05
    Поделиться

    Наум Клейман: Музей кино - это продвижение богатейшего кинонаследия России

    Музей кино ищет пристанище
    Под Старый Новый год, 13 января, министр культуры Владимир Мединский на встрече с журналистами объявил, что Музей кино невозможно разместить в НИКФИ, поскольку лишь часть здания принадлежит государству. Добавив, что  будет "просить ускорить приватизацию НИКФИ, хотя лучше бы всего его снести и построить на его месте детский садик".  Что касается второй  возможной площадки для Музея кино - бывшего завода "Серп и молот", то и этот вариант, по словам министра, также реализован не будет. Вместо этого он неожиданно упомянул кинотеатр "Иллюзион" в качестве места для музея.

    "РГ" поинтересовалась, что известно об этих планах директору Музея кино Науму Клейману, который в конце декабря рассказывал "РГ" о новых перспективах, возникших на горизонте музея кино, в частности, на территории Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). 

    Наум Ихильевич, Вам давно известно об изменении планов?

    Наум Клейман: Для меня это было абсолютной новостью. В конце декабря на совещании в министерстве культуры музею кино предложили как можно быстрее представить план размещения в НИКФИ. Чиновники Минкульта нам поставили практически ультиматум: если не будет принято это предложение, то музея кино вообще не будет. Если Вы помните, в интервью я как раз упоминал о своих сомнениях и о том, как трудно вписывать музей кино в плохо сохранившееся здание, которое, кстати, ни разу не ремонтировалось со времен постройки в 1940-е годы! Мы с самого начала говорили, что Музей кино как высокотехнологичный музей должен строиться по специальному проекту, как это делается во всем мире. То же мы говорили и в министерстве. Тем не менее, нам на совещании было сказано, что если не будет этого здания, то никакого другого не будет. И дали срок до 9 января представить проект размещения музея в здании НИКФИ.

    Хорошие у вас были Новогодние праздники…

    Наум Клейман: Мы с архитектором работали все праздники. Попросили планы БТИ у нынешнего директора НИКФИ и работали с этими планами. Мы не затронули в планах ни одного метра, не принадлежащего государству. Словом, мы подготовили проект размещения музея на 16 000 кв. м., которые музею кино были предложены. С сохранением НИКФИ и включением его в структуру музея кино. И утром 9 января, как нам было сказано,  положили проект на стол господина министра культуры, также - в департамент имущественных отношений и департамент культурного наследия. 

    Таким образом, на пресс-конференции фактически  было сообщено, что Ваш проект принят не был?

    Наум Клейман: Как выяснилось, г-н Мединский еще 28 декабря встретился с директором НИКФИ, Дмитрием Владимировичем Гурьевым и тот объяснил ему реальное состояние зданий. И министр культуры согласился, что размещать там музей абсурдно.

    Разговоры о выделении новых помещений под музей кино идут с июля. Вариант с размещением в НИКФИ упоминался на заседании общественного совета в министерстве культуры в октябре. Так что, собственно, обсуждала общественность, в том числе с участием таких серьезных фигур, как генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, если, как выяснилось, обсуждать было нечего?

    Наум Клейман: Вы хотите, чтобы я это комментировал?

    Лучше скажите, как вы относитесь к тому, что запасной вариант -  с размещением музея на территории бывшего завода "Серп и молот" - уже неактуален.

    Наум Клейман: Это было предложение Константина Эрнста. Насколько мне было известно, акционерное общество, которое владело заводом, обанкротилось, и принадлежащее ему имущество, недвижимость должны были выставлены на торги. Речь шла о том, Первый канал рассматривал возможность строительства там Медиа-сити. Это комплекс павильонов для съемок сериалов, какие-то развлекательные учреждения. Тогда и возникло предложение сделать там Музей кино и телевидения. Я тогда поинтересовался, будет ли музей располагаться  в здании, принадлежащем государству. Потому что мы уже имели печальный опыт. Как Вы помните, музей кино располагался в Киноцентре - здании, которое строилось для музея и принадлежало Союзу кинематографистов СССР. После того, как оно оказалось в частных руках, нам предложили освободить помещение. Мы не смогли ничего сделать юридически. Поэтому я с осторожностью отношусь к идее размещения музея кино в зданиях, которые не являются государственной собственностью. В прошлом году мне говорили, что речь о государственном музее на государственные деньги. Если ситуация изменилась, то хорошо, что мы узнаем об этом сейчас. Значит надо искать другой вариант.

    Похоже, его уже нашли. Упомянут кинотеатр "Иллюзион"…

    Наум Клейман: "Иллюзион" - часть системы Госфильмофонда. Это кинотеатр киноархива, который научные отделы Госфильмофонда с помощью директора В.С.Привато выбивали в свое время  у Моссовета. Киноархив должен иметь кинотеатр. Но при чем тут музей кино? Для современной синематеки он слишком камерный. Должно быть 4-5 залов, чтобы была возможность показать многообразие кино публике разного уровня подготовки. А кроме того, у музея огромные фонды. Где их там хранить? Где размещать экспозицию?

    К нам в музей приходят ребята из ВГИКА. Они ахают, когда видят эскизы, например, Владимира Егорова. Это великий художник мирового уровня, который работал для МХТа, для российского и советского кино. А работы современных художников, таких, например, Наталия Полях или Ганна Ганевская, которая работала с Михаилом Швейцером, с Глебом Панфиловым, с Сергеем Соловьевым? Молодым кинематографистам фактически негде посмотреть, как работали над декорациями и костюмами их предшественники. Если уж совсем доходчиво излагать ситуацию… Это все равно, что закрыть Третьяковскую галерею и предложить нынешним художникам ориентироваться на фотографии, которые печатаются в гламурных изданиях. 

    Музей кино - это сохранение и продвижение богатейшего кинонаследия России. Это задача государственного масштаба, которая должна решаться комплексно. Должны быть синематеки во всех крупных городах России, хотя бы в региональных центрах. Мы говорили об этом на международном культурном форуме в Питере.

    Наконец, должно быть широкое обсуждение проекта строительства музея кино. Надо попробовать найти деньги на международный конкурс архитектурных проектов.

    Но для начала надо найти площадку для музея кино. Ее же по-прежнему нет?

    Наум Клейман: Но для торговых центров они находятся…

    Прямая речь

    "РГ" спросила генерального директора Госфильмофонда РФ Николая Михайловича Бородачева, знает ли он о предложении использовать кинотеатр "Иллюзион" как площадку Музея кино.

    Николай Бородачев: Да, я слышал об этом предложении. Сразу после праздников, числа 10 января, был разговор с директором  департамента кинематографии о возможности показывать фильмы Музея кино в "Иллюзионе". Мы в этом плане готовы сотрудничать с Музеем кино. Это был предварительный разговор. Просто это как один из вариантов, которые рассматриваются. Среди других вариантов - шел разговор о передаче Музея кино Госфильмофонду.

    Решает ли это проблему Музея кино?

    Николай Бородачев: В какой-то степени решает. Проблема музея кино в помещении. Они же арендуют здание на "Мосфильме", если не ошибаюсь. У них нет своего помещения. У нас достаточно площадей в Белых Столбах. Или, может быть, будут какие-то другие варианты.

    Как Вы относитесь к этому предложению?

    Николай Бородачев: Мы готовы этот вопрос рассматривать. Фактически у нас одни и те же задачи. Рассматривался вопрос и о присоединении Музея кино ко ВГИКу.

    Поделиться