Они приобретали все более агитационный характер. После триумфальных успехов "Веселых ребят", "Цирка" и "Волги-Волги" Григорий Александров снял помпезный "Светлый путь" - сказку о советской Золушке, которая из замарашки домработницы стала государственным человеком, патетически летала над Сельскохозяйственной выставкой в кабриолете. Даже очаровательная комедия Константина Юдина "Сердца четырех" в промежутке между лирическими песнями Юрия Милютина неназойливо воспевала высокую боеготовность Красной армии. Но эта картина опоздала с выходом: гитлеровские войска уже шли по советской земле, и премьера состоялась только в 1944-м, когда исход войны был уже предрешен.
Иначе сложилась судьба комедии "Свинарка и пастух", в которой Иван Пырьев напористо воспевал дружбу народов. Вторжение гитлеровцев прервало работу над веселым мирным фильмом, и Пырьев в числе многих мосфильмовцев уже записался добровольцем на фронт, но в последний момент его извлекли прямо из строя и вернули на студию: Сталин лично предписал закончить оптимистичную картину и выпустить ее на экраны.
Как и в воюющей Германии, где кинотеатры были взяты под особую охрану, в СССР кинематографу, способному поднять патриотический дух людей, придавалось стратегическое значение. Когда немцы приблизились к Москве и возникла реальная опасность потерять столицу, все киностудии были специальным приказом эвакуированы в Алма-Ату, где работа продолжалась в полевых условиях. Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно вселять уверенность в победе. "Фашизм будет разбит" - название документального агитфильма, который в считанные недели сняла Эсфирь Шуб, он был показан в окопах, но для истории не сохранился. "Мосфильм" стал делать "Боевые киносборники", в них снимались популярнейшие Борис Чирков, Николай Крючков, Марина Ладынина, эстрадные певцы Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, в роли фронтового киномеханика снялся Аркадий Райкин. Лично письмоносица Стрелка из "Волги-Волги" - заслуженная артистка Любовь Орлова - пела на мотив "Веселых ребят" духоподъемную песню, раздавала сельчанам письма с фронта и, растянув киноэкран, показывала им документальный фильм о британских и американских могучих союзниках, которые воюют с нами в одном строю. Орлову на экране сменяла популярнейшая Зоя Федорова, она тоже пела, руля трактором, патриотическую песню, и никто еще не предполагал, что за любовь к английскому союзнику ее вскоре сошлют в сталинский ГУЛАГ.
Уже к 1942 году были готовы первые полнометражные фильмы "быстрого реагирования" на военные события: "Парень из нашего города" Александра Столпера и Бориса Иванова и "Секретарь райкома" Ивана Пырьева. Всеволод Пудовкин снял сатиру "Убийцы выходят на дорогу" по пьесе Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", но фильм не устроил партийные власти: Германия в нем была показана не так однозначно, как требовалось в годы войны, - и не вышел на экраны.
Уже к концу 1942 года гигант на Потылихе стал снова оживать, в студию возвращались люди и съемки. Начались первые опыты работы с цветом, сняли первый в СССР цветной фильм "Иван Никулин - русский матрос". А сразу после войны Каннский фестиваль наградил фильм Александра Птушко по сказке Бажова "Каменный цветок" премией за лучшее использование цвета. Всего за время войны "Мосфильм" снял около 20 художественных фильмов, среди них "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, сначала получивший Сталинскую премию за первую серию, а затем подвергшийся разносу за продолжение, в котором Сталин наконец разглядел себя.
После войны, стремясь укрепить патриотический дух страны, сталинская пропаганда жестко потребовала от кино учить новые поколения на примере великих соотечественников - современный кинорепертуар все более разбавлялся биографическими лентами из жизни полководцев, писателей, композиторов, экранизациями классики. Среди них звездная комедия "Свадьба" по Чехову, экранизация пьесы Островского "Без вины виноватые" с Аллой Тарасовой и Владимиром Дружниковым, биографические фильмы "Суворов" Всеволода Пудовкина, "Мичурин" Александра Довженко, "Кутузов" Владимира Петрова, "Глинка" Лео Арнштама, где партийное начальство не устроил образ Пушкина в исполнении Петра Алейникова, и была дана команда снять другой фильм о Глинке - задание на "отлично" выполнил Григорий Александров в пышном музыкальном фильме "Композитор Глинка". Самый масштабный разнос возник после появления фильма "Адмирал Нахимов" Пудовкина и вышеупомянутой второй серии "Ивана Грозного" Эйзенштейна: ЦК ВКПб издало специальное постановление, которое потом эхом отозвалось во всей жизни советского кино, заморозив его почти на десятилетие.
К концу 40-х едва ли не главным официальным режиссером современности стал соплеменник вождя Михаил Чиаурели, снявший псевдоисторическую эпопею "Падение Берлина", - вся честь победы в Великой Отечественной там была приписана исключительно Сталину. Во имя вящего пропагандистского эффекта в финале картины тщательно отутюженный Сталин лично появлялся на трапе правительственного самолета в Берлине. Хотя уже и тогда было известно, что Сталин летать опасался и в Берлине никогда не был, кино безотказно выполняло свою роль мифотворца. Свой вклад в официальное "военное кино" сделал и Владимир Петров, снявший "Сталинградскую битву" строго в соответствии с пропагандистскими тезисами.