В России могут заморозить налоги на 3-5 лет

Минфин в феврале 2014 года представит для обсуждения основные направления налоговой политики на 2015-2017 годы. Такая новость прозвучала во время одной из дискуссий на Гайдаровском форуме.

Этот документ, сообщил замминистра экономического развития Сергей Беляков, должен определять не только тактику, но и стратегию налоговой политики с тем, чтобы бизнес без опаски мог выстраивать собственные долгосрочные планы.

Адекватность налоговой политики, по его словам, состоит в том, что государство должно исходить не только из того, сколько налогов собирать на реализацию тех или иных мегапроектов, но и способен ли бизнес на эти налоги в итоге зарабатывать.

Речь в данном случае идет об успешном финансовом результате. И государство должно стимулировать бизнес, чтобы этот результат появлялся (напомним, что прибыль российских компаний за 2013 год снизилась на 3 триллиона рублей, казна не досчиталась 300 миллиардов рублей налога на прибыль).

"Иначе множатся планы налоговых проверок, составляются перечни добросовестных налогоплательщиков, усиливаются тенденции к развитию так называемой номинальной и реальной налоговой нагрузки", - сказал Беляков.

Мы постоянно с чем-то боремся, пояснил он, со злоупотреблениями, с оттоком капитала, офшорами, забывая, правда упомянуть, что, в основном, пользователями офшорных схем являются государственные или аффилированные с ними компании.

При этом Беляков считает, что, меры "на ужесточение борьбы", становятся бременем для тех, кто декларирует свои доходы, платит налоги, раскрывает информацию о собственниках, о сделках. А в конечном итоге создают "запретительную" среду, в которой невыгодно ничего декларировать, показывать, попадать в поле зрения государственной машины.

"И отток  капитала не уменьшается. И инвестиционный климат не меняется", - подытожил Беляков. Он считает, что предсказуемость налоговой политики можно было бы обеспечить, если законодательно  закрепить принимаемые правительством основные направления налоговой политики. Если принято решение на обозримый временной период о плоской шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то дискуссий на эту тему и быть не может, равно, как полемики по сокращению перечней льготных категорий налогоплательщиков, пересмотра сроков тех или иных льгот и так далее, отметил замминистра.

От основных направлений налоговой политики, поддержал тему глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, бизнес и общество ждут анализа состояния налоговой системы.

Например, не является ли ошибкой замена единого социального налога страховыми  взносами, не исчерпала ли себя система собираемости налогов только за счет жесткого налогового администрирования, не уступаем ли мы в конкурентной войне за налогоплательщиков и за налоговую базу странам с более лояльной налоговой нагрузкой?

В России, по словам Андрея Макарова, она сейчас "чудовищная и запредельная".

"Без кардинальных перемен налоговая система не выдержит. А без налоговой системы не выдержит и бюджетная система", - накалил он дискуссию. И предложил вслед за Беляковым законодательно закрепить стабильность и  предсказуемость налоговой нагрузки на 3-5 лет. С запретом ее перераспределения.

"Такого рода обязательства государства и надо отражать в основных направлениях налоговой политики", - заключил Макаров.

Бывший коллега Макарова по комитету в Госдуме, ныне  аудитор Счетной палаты Сергей  Штогрин не стал сразу подливать масла в огонь. Нынешняя налоговая система далека от коллапса, сказал он. - Более того, выдержала все удары, устояла и  хорошо "встроена" в бюджет, обеспечивая его доходами". На этом мед кончился. "Серьезный же недостаток ее в том, - продолжил аудитор, - что до сих пор изменения в Налоговый кодекс вводятся завуалировано, с помощью других законов. Например - недавно приятый закон "О любительской рыбалке".

Известный эксперт по налогам Сергей Пепеляев добавил, что несмотря на 13 видов налогов, "признаваемых" Налоговым кодексом, в России де факто сейчас насчитываются сотни платежей с маскирующимися названиями, не включенными в кодекс. Это и утилизационные, и портовые сборы, и плата за негативное пользование окружающей средой, и так называемый "михалковский" сбор за пользование фонограммами.

"По сути, это параллельная налоговая система, которая  разъедает основную", - сказал Пепеляев и предложил учесть решение этой проблемы в основных направлениях налоговой политики на 2015-2017 годы.