Рамазан Абдулатипов: Российская культура стала терять духовный смысл

Россия проходит через глубокие трансформационные процессы, которые в корне изменили политические и социально-экономические основы развития государства и общества. И, конечно, эти процессы не могли не затронуть культурный код русского, российского народа, в целом культурную среду и культурную идентичность России и россиян. Российской общество, власть столкнулись с фундаментальными вопросами - вызовами, на которые приходиться отвечать: наследниками какой культуры выступает сегодняшняя Россия, россияне; каковы смыслы нынешней русской российской культуры; какую культурную политику призвано вести российское государство; наконец, каково содержание культурной повестки России ХХI века и т. д.

Российская власть в последние годы пытается найти разумные ответы на эти вопросы. Она стала понимать, что в современных условиях все более "определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики". При этом подчеркивая, что "эти сферы - не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина".

Следовательно, решение многих коренных вопросов государственной политики и управления, социально-культурного обустройства россиян, российского народа на перспективу непосредственно связаны с содержанием культуры, с состоянием культуры человека, общества, культурной политикой государства. При этом фундаментально-реформистские усилия В.В. Путина за последние десять лет все более четко выявляют закономерность, когда культурная динамика, а значит, и культурные процессы, не успевают за политической и социальной динамикой развития современного российского общества. Это означает прежде всего, что экономические и иные процессы не успевают обрести традиционные российские культурно-нравственные смыслы. Отсюда и духовный кризис, который затронул многие сферы российского общества, самосознание и поведение россиян, что потребовало глубокий зондаж, прежде всего, сферы культуры.

Именно из этих объективных вызовов и исходил президент Российской Федерации В.В. Путин, объявляя 2014-й Годом культуры. При этом, понимая, что культура - это не набор видов искусств и не развлекательно-увеселительные услуги, как это часто воспринимается последнее двадцатилетие, а более глубокая, сущностная субстанция, традиционный уклад жизни, историческая память и опыт социального бытия человека, социума, которая в целом определяет суть и смысл их жизни, способность людей жить вместе по общепринятым нормам, по критериям истины, добра, красоты и любви. Обретая при этом большие просторы и потенциал свободы и достоинства, как для себя, так и для других людей.

И огромное значение в обретении смысла культуры и культурной политики, а значит, и в продуктивном проведении Года культуры, имеют положения о традиционной культуре, озвученные президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.

Глубочайшие социальные потрясения, которые неоднократно происходили с российским народом в ХХ веке, привели к тому, что мы растеряли многие традиционные культурные ценности и установки российской культуры, которая исторически воспроизводила в художественных образах, ценностях и идеалах правду, добродетельность, гармонию и любовь. А после развала Советского Союза произошло вымывание духовно-нравственных смыслов российского культурного пространства. И оно стало переполняться невежеством и безнравственностью, озлобляя людей, сталкивая граждан единой страны друг с другом.

Многие традиционные основания русской, российской культуры стали терять духовный смысл. Мир человека стал все более прагматичным, и уже редко кто вспоминает о духовных идеалах человеческого бытия, как об основаниях культуры человека и общества.

Отсюда и возрастающая разорванность исторических нитей преемственности и связей между поколениями и культурами, что приводит к ослаблению скрепов формирования российского народа, российской нации. Культура и культурная политика стали все больше терять свое духовно-просветительское предназначение, впадать в кризисы и деформироваться. Все чаще культура стала выступать как форма, теряя свою внутреннюю целостность и жизнеспособность, свое предназначение одухотворять, просветлять социальные процессы, объединять и вдохновлять нацию.

Культура и культурная политика все больше формализуются, теряя содержание.

Послушайте ежегодные отчеты министров культуры страны или регионов, и вы услышите набор цифр о количестве домов культуры, театров, постановок спектаклей и фильмов и почти ничего о ценностном потенциале и ценностных ориентирах русской, российской культуры и о смыслах культурной политики региона.

Происходит бесконтрольное заполнение культурного пространства артефактами невежества, атрибутикой массовой культуры, вместо традиционной культуры с вековыми идеалами. Сознание и образ жизни россиян переполняются чуждыми смыслами и чуждыми ценностями, толкая россиян к этнополитическому, религиозному экстремизму, вплоть до объявления врагами своих сородичей и сограждан. Самое страшное - идет процесс потери духовно-нравственных критериев оценки культуры и невежества, нравственности и безнравственности. В дискуссии с автором книги "Конфликт цивилизаций" С. Хангтингтоном в Гарвардском университете (в начале 90-х годов прошлого века) мне приходилось ему отвечать, что по большому счету культуры не сталкиваются, сталкивается невежество! И главное противоречие нашего времени - это не конфликт между культурами, а борьба между культурой и невежеством. И то, что в современном мире воспроизводство невежества более успешно происходит, чем воспроизводство культуры.

В этих условиях актуальной становится задача более убедительного инвестирования культурно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, ибо главной задачей культурной политики государства является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества, а не просто обеспечение доступа к культурным ценностям и неизвестного происхождения далеких от духовных идеалов и истин, добра, любви и красоты.

В России, которая считалась духовной крепостью мира, также все меньше внимания уделяется осмыслению сути и практики духовных идеалов русской, российской культуры. Работы Л. Толстого, Н. Бердяева, А. Сорокина, Д. Лихачева, В. Межуева, Р. Гамзатова, М. Карима, Д. Гранина, Ф. Искандера и других мыслителей, посвященные этим идеалам, фактически не пропагандируются, не доводятся до культурологического образования и культурной практики. В советское время, при всех недостатках однобокого идеологического диктата, все же передовые традиционные смыслы русской, российской культуры в основном внедрялись в сознание и в жизненную практику людей.

Недостатки философско-культурологического осмысления и обеспечения культурной политики частично можно было бы компенсировать развитым законодательством о культуре. И тут у нас пока не все благополучно. Более десяти лет в Государственной Думе идет работа над законопроектом "О культуре". И неизвестно, сколько еще придется ждать этого базового федерального закона, ибо каждый новый депутатский созыв хочет дать свой вариант законопроекта. При этом более пятидесяти субъектов Федерации уже приняли свои законы о культуре. Получается, что страна по разным регионам живет в разных культурных измерениях, по-разному понимает сущность культуры и культурной идентичности граждан.

Отсюда неопределенность, бессистемность и провалы культурной политики, что усугубляет духовно-нравственное здоровье россиян, культурное самочувствие россиян и российского народа. При этом сводя все недостатки культурной политики на низкий уровень финансирования сферы культуры. К сожалению, правда, но при этом мы умудряемся финансировать очень много ненужной и не очень качественной культуры, а порой и просто невежество. После избрания В.В. Путина президентом Российской Федерации (2000 г.) финансирование культуры увеличилось в семь раз. И закономерный вопрос: возросла ли за это время соответствующим образом эффективность культурной политики? Потеряны эстетические и этические критерии оценки культуры и культурной политики.

Другой пример: в стране более 50 тысяч домов культуры, в которых за мизерную зарплату работает огромное количество людей. Многие из них уже давно не знают, чем занимаются: кто этнографией, кто порнографией, а кто и просто откровенным невежеством - распространением пошлостей, разврата и безвкусицы. Здания и сооружения многих учреждений культуры давно находятся в безкультурно-аварийном состоянии. Но вся эта разруха опять-таки финансируется.

Вместо отживших свою суть домов культуры мы создаем в Дагестане центры традиционной культуры народов России.

Задачи культурной политики - это не только обеспечение равного доступа граждан к культурным ценностям и учреждениям, как это преподносится, но и формирование целостности духовного мира, миропонимания россиян, их культурной идентичности, понимая, что базовые основы культурно-нравственного кода человека и нации формируются прежде всего на ценностях и смыслах традиционной культуры - истины, добра, красоты и любви, - которыми чрезвычайно богата русская, российская культура.

Необходимо менять в корне нынешнюю культурную среду, которая воспроизводит людей, настроенных "пожрать", "поиметь" и "оторваться", но при этом отчужденных от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа. От этого и характер экономики, которая связана с культурными ориентациями общества.

Имена России - это великие творцы духа, культурные просветители, которые оказали и до сих пор оказывают влияние на мировую культуру. Россия располагает целой плеядой деятелей культуры и искусств, которые во многом изменили культурный образ мира. А у нас в стране ситуация такова, что за последние двадцать лет мир вокруг нас изменился. И теперь нам предстоит формировать такую модель культуры, которая научила бы нас жить в этом новом мире. Иначе многонациональная Россия может ослабить свою целостность и жизнеспособность.

Прежде чем заниматься культурной политикой, важно понимать простые вещи: человек обретает свою личностную сущность только благодаря культурному опыту своей семьи, рода, среды своего обитания, народа. И характер отношений между людьми и народами опять-таки определяется культурой.

Культура создает и творит человека, который создает политику, законы и экономику страны. Культура, а не политика и экономика, определяет смысл социального бытия людей, социумов, успех страны, народа.

Без культуры с глубокими эстетическими и этическими смыслами жизнь человека и общества не обретает свои перспективные смыслы. Путь культуры - это путь постоянного совершенствования смыслов жизни, самосовершенствование жизни человека по пути истины, добра, красоты и любви.

Таким образом, Год российской культуры нуждается в фундаментальной повестке, которая позволила бы осознать потенциал традиционных современных смыслов русской, российской культуры, а также цели и соответствующие задачи формирования эффективной государственной культурной политики, способной сохранить культурную идентичность и достоинства россиян, культурный суверенитет России, установить для гражданина, народа, страны смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим России. Преемственность - главный закон развития культуры и общества.

В заключение приведу слова Д.С. Лихачева, который отмечал: "Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных, но и духовных ценностей. Россия не абстрактное явление. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сегодня. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать. Чтобы владеть путями нашей культуры, надо прежде всего изучить особенности истории и культуры России". Сказано мудро! В этой мудрости мы сегодня нуждаемся.

Мы придаем огромное значение Году культуры, ибо культура - это опыт, память народа, его способность к обустройству своего бытия. Культурный потенциал русской, российской культуры - это наш стратегический ресурс, смысл национальной идеи России в XXI веке.

Важно, чтобы 2014 год стал в Российской Федерации годом начала новой эпохи - эпохи культуры! Мы в этом нуждаемся, ибо мы россияне - наследники великих культурных традиций, великих и талантливых творцов культуры мирового уровня.