16.01.2014 15:22
    Поделиться

    КС РФ рассматривает дело о временных рамках закона "О ветеранах"

    Конституционный суд РФ приступил к проверке очередного положения ФЗ "О ветеранах". На этот раз на соответствие основному закону страны будет исследована временная граница, проведенная в документе. По одну ее сторону остались дети войны, по другую их приравняли к взрослым.

    Поводом для рассмотрения дела о проверке пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" послужила жалоба 85-летнего Владимира Корсакова. Когда в 1943-м гремели бои на Курской дуге, частью которых стала операция "Кутузов" (Орловская стратегическая оборонительная операция), ему еще не исполнилось 15 лет. Но уже осенью того же года Володя в составе команды Осовиахима участвовал в разминировании территории родной Орловской области. Однажды в руках у одного из членов отряда взорвался снаряд. Командир отряда Амбеков и сам боец погибли на месте, а Корсаков получил множественные ранения и лишился правого глаза.

    После лечения в военном госпитале Владимир Корсаков вернулся в строй. Сейчас он официально имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и участника разминирования Орловской области в 1944-1945 годах, но его ранения не признаны боевыми. Сначала причиной инвалидности в документах указали "инвалид детства", затем "инвалидность по общему заболеванию", и наконец, "инвалид детства в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны". Вот тут и кроется временной парадокс. Согласно букве закона, инвалидами ВОВ признаются в том числе "лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период". Ранение, полученное ранее этих дат, получается, в счет не идет.

    - Мне представляется 15-летний пацан, в 1943 году подорвавшийся на мине, а ему говорят: "Ты рано подорвался! В 2000-м году дяди примут закон, по которому подрываться нужно с февраля 1944 года", - заявил в своем выступлении перед судом полномочный представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский. - Мы должны обсуждать не ситуацию конкретно с Корсаковым, а вопрос о том, нравственно или безнравственно вообще в 2000-е годы проводить черту по февралю 1944-го.

    Речь идет о том, что в прежней редакции закон охватывал весь период Великой Отечественной войны, и аргументировано доказать правомочность появления данной границы эксперты не могут. Ее связывают лишь с выходом постановления Государственного Комитета Обороны от 19 февраля 1944 года № 5216 "О разминировании местности, освобожденной от противника". Однако работы по разминированию фактически велись на территории СССР с зимы 1942 года, а то и ранее. Получается, налицо разделение граждан по формальному признаку и нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом. С этим согласны и представители и Верховного суда РФ, и Генеральной прокуратуры. По мнению заместителя председателя ВС РФ Владимира Соловьева, "в настоящее время мнение Верховного суда сводится к тому, что право Владимира Алексеевича Корсакова на получение полного пакета льгот нарушено, но при существующей норме суды иначе решать такие дела не могут".

    - Признание инвалидности граждан в зависимости от даты получения ранения является необоснованным, - добавила советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева.

    При этом, согласно действующему законодательству, никаких материальных выгод Корсаков от изменения своего статуса не получит. Как подчеркнула представитель ветерана адвокат Наталья Медведева, "его мучают не выплаты, а желание добиться справедливости". Полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов эту информацию подтвердил. По его словам, согласно справке управления социальной защиты населения Орловской области, признание Корсакова инвалидом ВОВ не повлияет на объем социальных выплат, которые он получает, поскольку к инвалидам войны по льготам приравнены все участники ВОВ, имеющие инвалидность (по любым основаниям). Но речь главным образом идет все же не о деньгах.

    - Даже если в результате решения Конституционного суда он получит дополнительные выплаты, я как налогоплательщик согласен, - заявил Барщевский. - Сколько их (ветеранов ВОВ -  прим.ред.) осталось?

    По мнению большинства участников слушаний, существование самой временной границы в законе "О ветеранах" Конституции РФ все же не противоречит: федеральный законодатель имеет право вносить в правовые акты различного рода ограничения. Однако критерий, ставящий получение инвалидности в зависимость от даты получения увечья, может и должен быть пересмотрен. Конституционный суд РФ вынесет свое решение по данному вопросу в закрытом режиме, оно станет известно позже.

    Кстати

    В Санкт-Петербурге сейчас готовится еще один судебный процесс, связанный с похожей нормой закона "О ветеранах". На этот раз речь идет о подпункте статьи 2, приравнивающем к участникам войны только тех граждан, которых к участию в разминировании привлекали местные власти и Осовиахим. В 1944 году 17-летний Иван Богданов попал на минные поля Псковщины как солдат так называемого "последнего военного призыва". В присвоении статуса участника ВОВ суды отказывают ему с 2009 года.

    Поделиться