Проект курирует министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Пока эксперимент проводят в Красноуральске, Новоуральске и Сухом Логу. Инициаторы уверены: начинание жизненно необходимо небольшим городам, ведь юные предприниматели - это их будущее.
- К 2025 году в Российской Федерации молодое поколение сократится на четверть. Ясно, что при таком раскладе многие территории окажутся под угрозой запустения. Развитие молодежного предпринимательства как раз нацелено на то, чтобы территория не вымирала, а начинала новую жизнь, - говорит начальник отдела молодежных программ министерства Наталья Мудрецова. - Кроме того, подростки сегодня порой не могут ответить на элементарный вопрос: "Кем ты хочешь стать?" За них все решают родители. Они уверены, что непременно нужно получить высшее образование, а труд воспринимается как каторга, а не как ценность. Нужно менять ситуацию, в этом поможет развитие предпринимательства в муниципальных образованиях.
Руководитель центра экономического и правового моделирования, координатор проекта Ольга Франц приводит еще один факт: сегодня две трети подростков не соотносят себя ни с Россией, ни со своим городом. И получается, что муниципалитет 18 лет вкладывает в детей деньги, силы, строит на них планы, а молодняк вырастает и уезжает.
- Одаренные в сфере предпринимательства ребята вынуждены бежать из родного города. В маленьком населенном пункте все места уже заняты, поэтому молодежь едет в большие города, там можно найти себя, - говорит она.
По замыслу авторов "Школы", местным властям следует вкладываться в первую очередь в выявление способных к предпринимательству ребят и их обучение, а не в эпизодические проекты по поддержке "взрослого" бизнеса. Так, Центр экономического и правового моделирования создал два обучающих модуля для школьников 15-18 лет. В первый входят психологические тесты и бизнес-игра, выявляющие способности человека к бизнесу и уровень обучаемости основам предпринимательства. Также школьники узнают, какие внутренние ресурсы города они могут использовать для открытия дела: дороги, сферу ЖКХ, торговлю... В течение двух недель результаты тренинга анализируют и рассылают старшеклассникам рекомендации.
- Нередко в семье один ребенок - творец, а второй - прагматик, который только и делает, что деньги заколачивает. Нужно помочь человеку понять, что ему ближе, какие у него есть задатки, и начинать их развивать, - рассказывает автор методики диагностики Анна Франц. - Есть хорошие профориентационные тесты, но все они переводные, а на Западе уже давно сложилась прагматическая нравственная культура. У них уверенность в себе строится на том, что люди знают, чего они стоят. У нас же все основано на эмоциях. Уверенные в себе ребята просто начинают предпринимательскую деятельность, не подозревая, что у них нет к этому склонности. Они изо всех сил стараются, обращаются в фонды поддержки предпринимательства, получают субсидии и гранты, но через пару лет дело закрывают. Начинается депрессия. Но они не виноваты. Предпринимателей от природы не более 5-6 процентов. Нужно иметь хорошее здоровье, великолепную психологическую защиту, устойчивость к стрессу. А эти качества есть далеко не у всех.
Опыт показывает, что после анализа и тренинга в проекте остается не более 30 процентов участников. К примеру, в Новоуральске из 37 претендентов идеальными для бизнеса оказались всего 8, а в Сухом Логу ни один из 42 участников тренинга к этому параметру не подошел.
По данным института государственного управления и права (ИГУП) УрФУ, в возрасте 16-23 лет молодежь больше всего желает заниматься бизнесом. Но многие студенты планируют открыть дело даже не после окончания вуза, а спустя еще 2-4 года. Респонденты отмечают, что не чувствуют готовности к такому шагу, им недостает знаний в области предпринимательства.
- Также молодежь не готова идти на риск. Ведь предприниматель рискует своим, тогда как менеджер - чужим. Нынешние студенты привыкли рисковать чем-то родительским, общественным, но никак не своим кровным. Вот и нужно учить людей предпринимательству как можно раньше, чтобы ошибки воспринимались не как конец света, а как опыт, - предлагает Анастасия Иванова, заместитель директора департамента инноваций и предпринимательства ИГУП.
"Уроки" предпринимательства планируют ввести даже в младших классах. За рубежом выявление склонностей к бизнесу вообще начинается с детского сада, потому что чем раньше способности будут обнаружены, тем лучше их можно развить. И продолжается обучение всю жизнь.
Вместе с тем инициаторы "Школы молодого предпринимателя" предупреждают чиновников: экономический эффект от проекта стоит ждать через 6-8 лет, когда сегодняшние тинейджеры окончат вузы, попробуют поработать пару лет по найму, а потом все же решат рискнуть и, вспомнив, чему их учили в "Школе", начнут свое дело.