Тем самым судья Валентина Емышева подтвердила законность ныне действующего списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в России запрещен.
Обвиняемый же Шилов, который сейчас находится в московском СИЗО в ожидании слушаний по его делу, считает, что включение в список запрещенных веществ при оспариваемом постановлении правительства понятия "маковая солома" не соответствует Единой конвенции ООН "О наркотических средствах".
Напомним, этот документ, датируемый 1961 годом, ратифицировал еще СССР. И его положения действительны и для современной России. Заявитель же считает, что поскольку в конвенции отсутствует обозначение наркотика как "маковая солома", а лишь ее концентрат, Россия превысила полномочия, включив ее в свой список наркотических веществ.
Действительно, в нашем законодательстве не дается пояснения, что такое "маковая солома". Что, считает Шилов, позволяет правоохранителям расширительно толковать и использовать данный термин, привлекая к уголовной ответственности граждан.
Заместитель начальника договорно-правового управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Дмитрий Катыков, который представлял интересы правительства на заседании ВС по этому делу, заявил корреспонденту "РГ": "Россия, исходя из соответствующей статьи Единой конвенции ООН "О наркотических средствах" от 1961 года, имеет право дополнять список наркотиков, ограниченных к обороту. При условии, если будет установлено, что они опасны для здоровья людей. Кроме того, в указанной Конвенции термин маковая солома используется неоднократно (статьи 1, 2, 20, 25, 29, 30). Поэтому суд признал, что никаких противоречий в законодательстве нет. С нашими доводами согласилась и государственный обвинитель, которая просила оставить заявление Шилова без удовлетворения".
Роман Шилов - единственный находящийся под арестом фигурант скандального "макового дела" о подготовке к сбыту наркотиков, якобы содержавшихся в 42 тоннах кондитерского мака. Дело в 2010 году закрывали, за отсутствием умысла состава преступления. Затем вновь дело было возобновлено в 2012 году и установлены дополнительные факты преступной деятельности Шилова и его сообщников. Предусмотренные УПК 18 месяцев ареста у него истекали 6 января. Однако следователь Дзюбан уже ходатайствовал о том, чтобы Шилова оставили в тюрьме еще на некоторое время.
По информации пресс-службы ФСКН России, Шилов был арестован летом 2012 года по обвинению в сбыте наркотиков в особо крупном размере. По версии следствия, фирма, на которую работал подозреваемый, импортировала в Россию кондитерский мак для нужд пищевой промышленности. Эксперты ФСКН признали его "наркотическим средством", поскольку мак был сильно загрязнен маковой соломой, из которой наркоманы и гонят наркотик.
Был арестован и отец Романа, Сергей Шилов, крупный импортер бакалейной продукции, и некоторые работники "розничных" фирм. Тогда же задержали сотрудницу Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольгу Зеленину. В этот институт незадолго до ареста обращался Сергей Шилов с вопросом о том, правомерно ли его мак был причислен к наркотическим средствам. Экспертизу делала Зеленина, и ее заключение существенно отличалось от официальных документов наркополиции.
Однако суд счел возможным отпустить на свободу и Зеленину, и других фигурантов этого дела. Всех, кроме Романа. Кстати, у него есть второе гражданство - Австралии.
Адвокат Романа Шилова Валерий Шухардин заявил: "УПК допускает единственное основание, по которому срок ареста по истечении 18 месяцев может быть продлен. Это может быть сделано лишь для ознакомления с материалами дела".