Новости

17.01.2014 00:09
Рубрика: Культура

Микки Маус - бизнесмен

Том Хэнкс о главном волшебнике планеты и своей новой роли
Начав как драматический актер и не снискав на этом поприще славы, Том Хэнкс стал актером комедии с успехом чуть выше посредственного, затем вернулся в драму - и засверкал. Вернулся из драмы в комедию - и засверкал еще сильнее. Сейчас мало кто будет пересматривать его ранние комедии "Всплеск", "Мальчишник" или "Большой", а вот повторный показ "Филадельфии" и "Фореста Гампа" (за которые он - второй раз в истории после Спенсера Трейси! - получал "Оскара" два года подряд) до сих пор собирают у телевизора сотни тысяч зрителей. Как и поздняя комедия "Вам письмо", триллер "Проклятый путь" или экранизации Дэна Брауна. Один из столпов Голливуда, Хэнкс может обеспечить финансовый успех любому проекту только своим присутствием. Но он разборчив, и не каждое предложение привлекает его внимание.

В 2013 году он снялся в триллере "Капитан Филлипс" и комедийной драме "Спасти  мистера Бэнкса", где он сыграл роль легендарного аниматора Уолта Диснея в моменты его трудных взаимоотношений с автором книги "Мэри Поппинс" Памелой Трэверс.

Я встретилась с Хэнксом перед мировой премьерой этого фильма.

Услышав, что вы играете Уолта Диснея, я удивилась: вы не только непохожи, но и характеры у вас различны. Дисней - победительно брутален, иногда беспощаден, иногда добродушен, всегда - хозяин; на экране он - обаятельный интроверт, любит шутку, но не умеет высмеивать, и даже победительность у него с оттенком извинения.  Как вы работали над образом?

Том Хэнкс: Мы сейчас с вами прогуливаемся по аллее, по которой Уолт шел на работу, а его дочери по воскресеньям раскатывали на велосипедах. Одна из них - Диана Дисней Миллер - организовала частный музей Уолта Диснея в Сан-Франциско, где я провел десятки часов, слушая записи фонотеки и вчитываясь в записки Уолта. Диана вообще боготворила отца и сыграла решающую роль в том, что в центре Лос-Анжелеса вырос Дисней-холл - лучшее, по общему мнению, филармоническое здание мира. Кроме работы с музейными материалами, я еще много времени провел в святая святых Диснея,  откуда он крайне редко отлучался. Видите - светится окно? Это - его кабинет.

Там тоже музей?

Том Хэнкс: Его занимает нынешний руководитель компании Роберт Игер. Он разрешил мне "вживаться" в образ прямо в этом кабинете. Легче всего было отрастить усы и расчесать волосы на косой пробор, труднее - передать его манеру речи, но и это для профессионального актера не так уж страшно. Главной опасностью было - заскользить по поверхности образа, дать зрителю красочный, но фальшивый рисунок, карикатуру. Знаете, жизнь Диснея очень далека была от победительного  шествия мышей, псов и прочих героев его мультфильмов. Здесь в Голливуде все знают: он был сложной натурой, что отличало его от героев созданных им фильмов. Не зря же новая опера Филиппа Гласса "Идеальный американец", посвященная последним месяцам жизни Уолта, была в штыки воспринята не только семьей, но и ярыми поклонниками великого аниматора.

Что же главное для вас в этом образе? Что было той самой нитью, начав с которой, вы размотали клубок?

Том Хэнкс: Великий Уолт, как его называли современники, был единственным - заметьте: единственным! - руководителем киностудии, который сам делал фильмы.  Другие студии возглавлялись бизнесменами, продюсерами, а он был режиссером, аниматором, писателем  - креативным человеком. Конечно, при этом он был еще и классным бизнесменом! В общем, как о нем говорили, Дисней - помесь президента США с Микки Маусом. Идеи буквально фонтанировали, не зря он называл их "мечтами". Он не любил слов "план", "проект", "идея" - только: "мечты". И намечтал целую империю не только фильмов, но и разнообразных развлечений, подданными которой является уже третье поколение детей. Знаете, как появились Диснейленды? Он повел дочек в городской парк с каруселью. Кроме  карусели, не было больше ничего. И он стал прокручивать в голове мечту о царстве, где детей встречали бы сказочные герои, проводили бы малышей через сказочные приключения. Мечтатель бы на этом и остановился. Или написал книжку. Бизнесмен бы до такой идеи не додумался. А вот мечтатель-бизнесмен подарил детям целый мир радости. Вот и получилось, что играть эту роль, с одной стороны, было легко: в ней полно красок, и есть простор для игры, - а с другой стороны, очень тяжело: в ней полно красок, и можно заиграться. 

Роль Памелы Трэверс исполняет Эмма Томпсон, одна из самых известных англоговорящих актрис. Не секрет, что "самые известные" зачастую чувствуют себя примадоннами и тянут, как говорят актеры, одеяло на себя. Как вам с ней работалось?

Том Хэнкс: Вот уж кто не ведет себя, как примадонна! Она была известна, когда я еще обивал пороги студий. Мы познакомились только лет десять назад и подружились мгновенно, потому что с ней невозможно не подружиться. Она умудряется в спектакль вносить жизнь, а из жизни делать спектакль.

Это точно! Я только что присутствовала  на церемонии снятия отпечатков рук и ступней мисс Томпсон в цементе у Китайского театра. Это высшая, по-моему, честь для актера. Она устроила там целый спектакль.

Том Хэнкс:  Как себя обычно ведут герои этой церемонии? Прислоняют конечности, смотрят в объектив и как бы счастливо улыбаются, на самом деле мучительно размышляя, не испортилась ли кожа дорогой обуви и удастся ли отмыть эту гадость. Эмма же устроила целое представление с закатыванием глаз, прижиманием рук к сердцу и прочими атрибутами пародируемого счастья. В этом вся она: если британцы славятся эксцентричностью, то она эту эксцентричность оттачивает до микрона. Что оказалось чрезвычайно полезным для нашего фильма. Эмма провела свою героиню по очень узкой тропке, где, оступившись, можно мгновенно потерять доверие зрителей: ведь автор "Мэри Поппинс" ненавидела анимацию и все, что связано с именем Диснея. И в течении 20 лет отказывалась отдавать ему права на экранизацию.

Вашей лентой открылся ежегодный фестиваль Американского киноинститута в Лос Анджелесе.  На красном ковре были и великая Джулия Эндрюс, и Дик Ван Дайк, игравшие в "Мэри Поппинс" 50 лет назад, и легендарный  композитор Ричард Шерман. Как они оценили вашу работу?

Том Хэнкс: Так они же участвовали в работе над ней! Без их живых воспоминаний у нас вряд ли получилось бы что-то хорошее. Шерман рассказывал, с каким отвращением писательница воспринимала наброски музыки. Дик, замечательный актер, не растерявший с возрастом шарма, в лицах показывал диалоги между Уолтом и Памелой. А Джулия Эндрюс... Вы знаете, что Трэверс не хотела ее видеть в роли Мэри Поппинс, потому что та слишком красива? Но, невзирая на все, была создана легендарная картина, и наш фильм, выходящий к юбилею "Мэри Поппинс" - своебразный ей памятник.

Название "Спасти мистера Бэнкса" напоминает "Спасти рядового Райана" - не попахивает ли это пародией?

Том Хэнкс (изображая обиду): Зачем сразу - пародия? Напоминание! Не с улицы, мол, пришел исполнитель, а уже кое-кого спасал... уже - профессионал, можно сказать. Как-то получается, что у меня некоторые фильмы через много лет вдруг отражаются в новых работах. Я вижу связь между нынешним "Капитаном Филлипсом" и снятым 13 лет назад "Изгоем". Там не было пиратов, но характер героя схож. Ларри Краун из одноименного фильма перекликается с Виктором Наворски из "Терминала". Жизнь совершает витки, и мы кружимся вместе с нею. За адекватное исполнение роли капитана Джона Миллера в "Спасти рядового Райана" мое имя, кстати,  поместили в Зал почета рейнджеров Американской Армии. Интересно, куда поместят за адекватное исполнение роли Диснея в "Спасти мистера Бэнкса"? Может, в Зал почета героев мультфильмов? Я бы неплохо смотрелся между Микки Маусом и Дональдом Даком!

Культура Кино и ТВ Мировое кино Звездные интервью "РГ" Гид-парк Лучшие интервью РГ-Видео