По мнению экспертов, итоги референдума стали кредитом доверия военным, которые стоят за разработкой новой версии Основного закона. Напомним, что вокруг предыдущей конституции, принятой в декабре 2012 года с подачи исламистов, было сломано немало копий. Ее действие приостановили военные уже после отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси. С тех пор гражданское противостояние в стране не только не сошло на нет, но продолжало нарастать.
Сам референдум, призванный способствовать национальному примирению, сопровождался провокациями и кровопролитием. В столкновениях с полицией погибли 10 человек, было арестовано 140 демонстрантов, в основном сторонников движения "Братья-мусульмане", призывавших к бойкоту голосования и пытавшихся блокировать президентский дворец.
Исламисты упирают на то, что новый закон открывает путь к "возвращению военной диктатуры". Кроме того, конституция защищает статус христианского меньшинства и запрещает создание политических партий по религиозному принципу - а это прямой удар по "Братьям-мусульманам", которые вновь оказались вне закона. Почти половина жителей Египта, 45 процентов избирателей, на референдум не пришли.
"Ситуация остается нестабильной. "Братья-мусульмане" по-прежнему очень сильны, они громко о себе заявили и не собираются сдаваться, - поделился с "РГ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Поэтому ошибочно думать, что военные смогли переломить ситуацию в свою пользу. Точно так же в начале "арабской весны" говорили, что исламисты пришли насовсем. Но эта революция надолго". По мнению собеседника "РГ", у египтян созрела потребность в "отце нации", способном объединить египтян. На эту роль сейчас претендует министр обороны, генерал Абдель Фаттах ас-Сиси. "Не уверен насчет запроса на нового Мубарака, в прошлом можно найти более подходящие примеры. Там были интересные персонажи - и Гамаль Абдель Насер, и Анвар Садат. Я не исключаю, что страну ждет всплеск египетского национализма - как ответ на исламизм", - считает Алексей Малашенко.