- Предновогодняя история с авиа-дебоширом Андреем Третьяковым, из-за которого пришлось внепланово посадить самолет в новосибирском аэропорту Толмачево, - яркий пример конфликта на борту по вине пассажира. Этот случай вызвал общественную дискуссию - как не пускать пьяных в самолеты, необходимо ли ужесточать наказание для авиадебоширов, стоит ли менять законодательство и каким образом?
Сергей Феоктистов: Что касается конкретного случая с Третьяковым, то мы провели проверку в аэропорту Красноярска, откуда вылетал в Москву этот пассажир. Установлено, что Андрей Третьяков и его знакомый Зуйченко в зале ожидания спиртные напитки не употребляли, вели себя спокойно. Когда проходили предполетный досмотр, работники аэропорта не выявили у них признаков опьянения и неадекватного поведения. Сотрудники прокуратуры изучили видеозапись, сделанную в зоне предполетного досмотра, - признаков опьянения и агрессивного поведения у Третьякова действительно не нашлось. И оснований не допускать пассажира к полету не было.
Между тем нельзя не признать, что пьяные скандалы и драки в самолетах происходят все чаще. При этом авидебоширы, как правило, отделываются минимальными административными штрафами в 100-500 рублей. На мой взгляд, ради безопасности на воздушном транспорте важно ужесточить меры ответственности для нетрезвых нарушителей: повысить размер штрафов, а также внести в Кодекс об административных правонарушениях отдельную статью о мелком хулиганстве на борту самолета, либо добавить в имеющийся состав квалифицирующие признаки.
Кроме того, необходимо внести изменения в правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, дополнив их нормами, наделяющими правом всех членов экипажа применять меры принуждения к пассажирам, которые создают непосредственную угрозу безопасности полета и отказываются подчиняться их законным требованиям. Насколько нам известно, подобный законопроект уже внесен в Государственную Думу РФ.
Также целесообразно рассмотреть возможность законодательно наделить Росавиацию полномочиями по формированию и ведению единого списка пассажиров-правонарушителей, которым авиакомпании будут вправе отказать в перевозке. Основанием внесения пассажира в данный список будет решение суда о признании пассажира виновным в совершении правонарушений на борту воздушного судна в течение последних пяти лет. Подобная практика активно применяется в странах Европейского союза, в США и Китае.
- Сергей Валерьевич, действительно ли большинство летных инцидентов связано с невнимательностью или недостатком квалификации пилотов или наземных служб?
Сергей Феоктистов: Так называемый человеческий фактор - одна из главных причин, негативно влияющих на безопасность полетов, и ее роль с каждым годом возрастает. Цифры говорят сами за себя: в 2013 году на подведомственной Западно-Сибирской транспортной прокуратуре территории практически удвоилось общее количество авиапроисшествий, причиной которых был именно человеческий фактор.
Так, в Красноярском крае из-за нарушения техники пилотирования произошло десять авиационных инцидентов: четыре - по вине экипажей воздушных судов "АэроГео", три допустили экипажи "КрасАвиа", столько же - компании "Турухан". На территории Западной Сибири из-за ошибок экипажей авиакомпаний "Сибирь" и "Глобус" за год было зарегистрировано двенадцать авиационных событий.Приведенная статистика и результаты прокурорских проверок говорят о явно недостаточном внимании, уделяемом авиакомпаниями профессиональному обучению экипажей воздушных судов, повышению их квалификации. Например, экипаж авиакомпании "Сибирь", готовясь к вылету по маршруту "Абакан - Москва", оставил в открытом положении клапан сброса воздуха системы вентиляции, из-за чего произошла недостаточная герметизация кабины. Прокуратура внесла авиакомпании представление, командиру воздушного судна и второму пилоту были объявлены выговоры, но их ошибка является следствием недостаточной профессиональной подготовки.
Есть и другие примеры. Экипаж той же авиакомпании при подготовке к рейсу "Москва - Челябинск" проигнорировал информацию о временном закрытии аэропорта в Челябинске. В результате время полета значительно увеличилось, самолету потребовалась дополнительная посадка и дозаправка в аэропорту Уфы, и рейс прибыл с многочасовым опозданием. По постановлению прокурора авиакомпания привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
- Что в этой ситуации может предпринять прокуратура?
Сергей Феоктистов: В соответствии с федеральным законом "О прокуратуре РФ", транспортная прокуратура вносит авиакомпаниям представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, инициирует процедуру привлечения к административной ответственности виновных юридических и должностных лиц.
Между тем, как показали прокурорские проверки, компании не торопятся учиться на собственных ошибках. Например, на авиа-предприятии "Ельцовка" летно-методическую работу по фактам инцидентов с воздушными судами авиакомпании проводили не в установленный законом десятидневный срок, а спустя двадцать дней и более. Такие же факты несвоевременного "разбора полетов" допущены в деятельности компании "АэроГео". Руководству авиапредприятий внесены представления.
- Как часто причиной воздушных происшествий становится отказ техники?
Сергей Феоктистов: Значительное количество событий вызвано именно этой причиной, в частности - почти половина авиаинцидентов на территории Западной Сибири в 2013 году. По-прежнему довольно остро стоит проблема эксплуатации на воздушных судах отечественного производства так называемых неаутентичных агрегатов, то есть компонентов самолета, факт заводского производства которых не подтвержден. В прошлом году прокурорская проверка выявила 36 неаутентичных агрегатов на воздушных судах "Крас-Авиа", "АэроГео", "КатэкАвиа" и авиакомпании "Турухан". Прокуратура направила в суд исковые заявления о запрете их эксплуатации, руководителям предприятий внесены представления, а виновные привлечены к дисциплинарной ответственности. Также по нашей инициативе возбуждено несколько уголовных дел за подделку и использование поддельных документов на авиагрегаты.