Не скрою, прежде чем писать эту заметку, переговорила со многими работниками службы здоровья - руководящими и рядовыми, с теми, кто, так или иначе, связан со "скорой". Мучили сомнения: может, все приемлемо и нет причин для тревоги? Один уважаемый, опытный руководитель крупнейшей больницы сказал: "Нельзя в наше время жить только по заветам Боткина и Пирогова. На дворе ХХI век".
Возможно, из этого постулата исходили авторы приказа N 388, когда утверждали новые стандарты оборудования карет и станций "скорой". Так в распоряжении бригад должны появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и так далее. На машинах "скорой" должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС. Это же очень важно для сельской медицины, поскольку позволяет передавать на расстоянии ЭКГ в центральную районную больницу, иметь возможность круглосуточно проконсультировать бригады и, таким образом, правильно начинать лечить больных дома или в машине "скорой".
А вот в 50 километрах от Нижнего Новгорода есть маленький поселок Ватомский . Нет там не только врача или фельдшера, даже сестринского пункта. Нет и дороги, по которой можно туда добраться - только на внедорожнике. И таких населенных пунктов по России великое множество. О каких машинах "скорой помощи" идет речь в приказе?
Это из разряда мечтаний? А мечтать не возбраняется?
Или. Предложен иной порядок формирования бригад. Предполагается сокращение специализированных бригад, введение так называемых "облегченных" экипажей в составе фельдшера и фельдшера-водителя или санитара-водителя. Представляете, вам очень плохо, вы ждете "скорую", на нее все надежды. Дождались!. К вам приходит фельдшер-водитель и... В некоторых регионах пошли по пути подобного "облегчения". Не помню, по
какой программе телевидения выступал медицинский чиновник, безоговорочно ратующий за все пункты предложенного приказа N 388. Он утверждал, что "фельдшер - это почти врач". Может, я очень отсталый человек, но не пойму, почему в ХХI веке мне предлагают лечиться у "почти врача".
Я не против фельдшера. Случается, некоторые из них разбираются в вопросах здоровья лучше некоторых врачей. Подчеркиваю в данном случае значимость слова "некоторые". Просто поменять в бригаде "скорой" врача на фельдшера никак нельзя. Во всяком случае, в обозримом будущем. Сперва необходимо изменить систему подготовки того же фельдшера. А фельдшер-водитель в одном лице? Нередко автомобиль "скорой", ее водитель службе "скорой" не принадлежат: предоставлены иным учреждением. Как быть в таких ситуациях?
В беседах о переменах в службе "скорой" не раз слышала: "Вот в Швейцарии, вот в Германии, вот..." Но мы-то не в Швейцарии и не в Германии. Там иная система подготовки медицинских кадров. Как очень точно сказал один из моих собеседников, "врач - это король. И у короля обязательно должна быть надежная свита: медсестры, фельдшеры". Увы! В России на одного врача приходится полторы медсестры. На Западе 3-5. В Европе пациент, живущий, скажем, в Швейцарии, ездит на процедуры во Францию. Там данную процедуру проводят лучше, или так пациенту удобней. А иногда потому, что дорога в зарубежную клинику занимает меньше времени, чем путь москвича из Бескудникова в Беляево. Другие масштабы. Совершенно разные возможности оказания медицинской помощи, экстренной и неотложной в том числе. Согласно приказу N 388, экстренная требуется при состояниях, которые представляют угрозу для жизни. В таких случаях по новым правилам бригада должна доехать до пациента за 20 минут. ( Напомню тот самый поселок под Нижним Новгородом). А неотложная помощь оказывается тогда, когда угрозы жизни нет. И пациент некоторое время может подождать врача. Кто, как станет определять, какой именно вид помощи нужен данному пациенту?
Надо бороться с ложными вызовами? Надо! Но может, иным путем?
И хотя в приказе немало положительного, умудряемся наступать на одни и те же грабли. В 2010 году была попытка изменения работы "скорой". Тогда коллегия минздравсоцразвития обсуждала ее. Многие, в том числе и автор этих строк, говорили, что предполагаемые преобразования не учитывают региональные, областные, городские условия работы "скорой" - все под одну гребенку. И вот теперь все по новому кругу. Нужны преобразования? Безусловно. О качестве нашей медицинской помощи можно судить и по тому факту, что Россия на 152-м месте в мире по продолжительности жизни. И те, кто может себе позволить по толщине кошелька, включая руководящих работников службы здоровья, предпочитают лечиться за рубежом. Не случайно под нажимом медицинского сообщества введение приказа отложили на полгода. Любые преобразования - и те, что со знаком плюс, и те, что со знаком минус, требуют огромных денег. Да, надо учитывать, что на дворе ХХI век, и не совсем уместно ссылаться на Боткина и Пирогова. Но ссылаются на них потому, что были они не только великими медиками - великими гуманистами. А врачевание без гуманизма - не врачевание.