Голливудские актеры: "за" и "против" Станиславского

17 января 1863 года родился главный реформатор театрального искусства, актер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев). Сын и наследник известного промышленника, один из основателей Московского художественного театра до сих пор остается одной из самых знаковых фигур в российской и мировой культуре. Система актерского мастерства, разработанная им в 1900 - 1910 годах, стала основой для принципиально нового театрального механизма, а его знаменитое "Не верю!" является главной оценкой актерской игры уже больше ста лет. Его техника и принципы работы над ролью популярны и востребованы, как в России, так и на Западе.

"РГ" выясняет, кто из голливудских актеров следует заветам Станиславского и как бы оценил их работу известный педагог, будь он с ними знаком.

Стелла Адлер

Именитая актриса, ставшая самым известным театральным педагогом США, является первой и единственной американской актрисой, представленной Станиславскому. Знакомство с великим режиссером так сильно повлияло на Адлер, что она стала пропагандировать систему в Америке и превратилась в одного из самых рьяных последователей идей Константина Сергеевича. Благодаря этому, она воспитала не одно поколение знаменитостей Голливуда, среди которых Стивен Спилберг, Марлон Брандо и Роберт де Ниро. Задача актера - вникать в подробности, представлять их, а не просто искать обстоятельства в своей жизни, которые могли бы соответствовать ситуации. Их просто нет. Человек чувствует себя несчастным, если умирает его любимая бабушка. Он безутешен, если собаку, которая была с ним с самого детства, сбивает машина. Память об этом может стать ключом к тем эмоциям, которые испытывает Гамлет в связи со смертью отца - но лишь ключом. Все, что можно воссоздать благодаря эмоциональной памяти, не может заменить работу воображения”, - не уставала повторять Стелла Адлер. Безусловно, за одно из самых точных пониманий системы Станиславского, она получила бы от мастера твердую пятерку.

Роберт де Ниро
 
 
 

Будущий обладатель престижных премий "Оскар" и "Золотой глобус" сразу после школы поступил в Высшую школу музыки, искусства и исполнительского мастерства имени Фьорелло Ла Гуардиа в Нью-Йорке. Здесь он знакомится со Стеллой Адлер и уже в возрасте 15 лет начинает посещать ее курсы актерского мастерства. В одном из интервью де Ниро вспоминает: "Стелла Адлер гордилась тем, что учит по системе Станиславского - должен сказать, что согласен с ее точкой зрения". Будучи уже известным актером, де Ниро пояснит, что имел в виду: "Идея ансамбля, надежного контакта между всеми актерами на сцене мне очень близка. Психологическое выстраивание роли - тем более. Вы прекрасно знаете, что американские актеры работают именно по системе Станиславского, и ни по какой другой, и любят говорить об этом".

Надо сказать, техника Станиславского не раз помогала актеру в мастерстве перевоплощения: он был и офицером ВМФ, и взломщиком сейфов, и детективом, и бейсболистом, и даже главарем итальянской мафии. Одним из принципов работы Константина Сергеевича является наблюдение за персонажем в быту, попытка вне сцены примерить на себя образ предстоящего героя. Для де Ниро это стало наиболее полезной творческой рекомендацией. Так, готовясь к фильму "Таксист" Мартина Скорсезе, актер часами колесил по улицам Нью-Йорка и общался с солдатами, служившими во Вьетнаме, чтобы прожить реальную историю своего героя. Как результат - эталонная актерская работа и попадание в список "100 лучших сцен в истории кино" за эпизод перед зеркалом. Если бы де Ниро спросил "Это ты мне сказал?" не у своего отражения, а у Станиславского, мастер точно бы поверил и оценил работу на отлично.

Марлон Брандо

Секс-символ голливудского кино 1950-ых годов, дважды удостоившийся премии "Оскар" стал примером для многих актеров. Всемирное признание ему принесла роль Стэнли Ковальски в спектакле по пьесе Теннеси Уильямса "Трамвай "Желание"" (спустя четыре года появился фильм с участием актера, где он исполнил ту же роль). Главный герой фильма "Дикарь" в исполнении Брандо оказал влияние на становление движения и послужил прообразом многочисленных героев-бунтарей, столь популярных в эпоху рок-н-ролла. Триумфом обернулась и его работа в фильме "Крестный отец", где он сыграл дона Корлеоне (молодого Вито Корлеоне сыграл Роберт де Ниро). Образ главаря итальянской мафии, проповедующего кодекс чести и ставящего во главу угла семейные ценности, сделал его культовым для современного киноискусства. Марлон Брандо всегда подчеркивал, что является приверженцем системы Станиславского, что, видимо, и помогло ему меняться от образа к образу до неузнаваемости. Смеем предположить, что здесь Константину Сергеевичу не к чему было бы придраться.

Дэниел Дэй-Льюис

Единственный актер в истории, трижды удостоенный премии "Оскар" за лучшую мужскую роль, считается на сегодняшний день одним из самых успешных западных приверженцев системы Станиславского. Правда, по слухам, в некоторых случаях это негативно отражается на его здоровье. Во время съемок в "Последнем из могикан" он, якобы, и каноэ построил, и в лесу жил, и так привык носить с собой винтовку, что пришел с ней даже на рождественский ужин. Для работы над фильмом "Во имя отца" - запирался в настоящей тюремной камере и обливался ледяной водой, а для роли в скорсезовских "Бандах Нью-Йорка" работал в одной из мясных лавок Лондона, разделывал мясо старинными ножами и волком смотрел на Леонардо Ди Каприо даже при выключенных камерах. Как говорит сам актер: "для стимуляции воображения любые средства хороши. Ведь нужно понять вещи, которые не понимаешь". В конце 1990-ых годов Дэй Льюис покинул кинематограф и всерьез занялся деревообработкой и обувным ремеслом. Говорят, Скорсезе и Ди Каприо стоило немалых усилий вернуть талантливого актера в мир кино. Погружение в предлагаемые обстоятельства, работа с реквизитом, и детальный разбор предстоящей роли делают Дэниела самым старательным учеником Константина Сергеевича. Однако мастер не оценил бы тот факт, что экстремальными условиями актер подменяет умение фантазировать. Один из главных принципов Станиславского - рождение эмоции "здесь и сейчас", которая требует не только практической наработанной базы, но и умения импровизировать.

Мэрил Стрип
 
 
 

Без сомнений, эта женщина является одной из самых ярких кинодив американского кинематографа. На ее счету три премии "Оскар" и восемь "Золотых глобусов". Ее работа в кино и театре практически всегда получает лучшую из оценок критиков, к тому же зритель просто не может устоять перед ее холодными дамами и светящимися улыбкой искренними, но принципиальными женщинами. Однако ярым приверженцем системы Станиславского ее не назовешь. В одном из своих интервью Стрип призналась: "Знаете, у меня нет метода. Я никогда не читала Станиславского. Есть вещи, которым я научилась у разных преподавателей, но ничего такого, что бы я могла положить в чемодан, чтобы потом открывать его со словами "А чего бы вам теперь хотелось?" Ни на что нельзя рассчитывать, это делает работу опасной - это и есть самое интересное". Такое понимание системы легендарного режиссера несколько превратно. Говоря о "чемодане" Мэрил имела в виду наработанную базу навыков, наблюдений и пережитых эмоций, которые, безусловно, есть и должны быть в арсенале каждого профессионального актера. Вот только Станиславский не считал, что из этого "чемодана" можно в любой момент что-то достать и сделать гениальную работу, все намного сложнее. Наработанный материал - это лишь база, толчок, который должен помочь в предстоящей игре, а психологическое погружение - это уже задача, требующая персональной работы над ролью. Несмотря на то, что Мэрил Стрип Станиславского не читала, она все же в 2004 году стала обладательницей специального приза ММКФ "Верю. Константин Станиславский" за работу в фильме "Маньчжурский кандидат". Кстати, награду актриса получила из рук правнука Константина Сергеевича, Александера Прайора.

Николас Кейдж

Голливудский актер, режиссер, продюсер и племянник легендарного Фрэнсиса Форда Копполы является обладателем премии "Оскар" за участие в фильме "Покидая Лас-Вегас". Несмотря на то, что лицо Кейджа мелькает на голливудских экранах с завидной частотой, его вряд ли можно назвать образцом актерского мастерства. Учитывая, что в год он может сняться сразу в трех или даже четырех фильмах, он, скорее, последователь той театральной школы, которая существовала еще до Станиславского. Основной претензией основателей МХТ к театру XIX века была, как раз, губительная скорость создания спектакля, которая вынуждала актеров играть по шаблону, как говорится "на скорую руку". Часто случалось, что актеры даже не успевали выучить текст, поэтому профессия суфлера была не просто необходима, это был самый незаменимый человек в театре. В одном из своих интервью Николас Кейдж отрекся от системы Станиславского и заявил, что своей манерой игры он обязан чтению интересных книг по философии, просмотру фильмов и экстремальным гонкам на мотоциклах. Свое сомнение в значимости системы актерского мастерства Кейдж выразил так: "Не считаю, что необходимо поправиться или похудеть для роли на 20 кг и таким образом перевоплотиться в своего персонажа. Носить его одежду и требовать, чтобы тебя называли его именем во время съемок. Есть же воображение. Оно заменяет все эти глупости". Конечно, методика Константина Сергеевича не должна быть непререкаемым каноном, но Николас, все-таки, не понял в ней самого главного. Худеть и толстеть, носить цилиндр или средневековые доспехи - это лишь внешние приспособления, форма, которая сопрокасается с внутренним содержанием персонажа отчасти. Да, характер героя складывается из мелочей, которые могут сделать игру ярче, но если ты и понятия не имеешь, зачем Беликов, выходя из дома даже в теплую погоду, каждый раз надевает пальто, галоши и берет с собой зонтик, ты никогда не сможешь сыграть "человека в футляре".

Эдриан Броуди
 
 

Американского актера и продюсера, снявшегося в более чем сорока фильмах, можно считать одним из самых "глубоких" актеров современности. Всемирную известность и премию "Оскар" ему принесла роль польского еврея, талантливого музыканта Владислава Шпильмана в фильме "Пианист" Романа Полански. Готовясь к работе, актер похудел на 13 килограммов и научился играть произведения Шопена на фортепиано. Более того, чтобы в полной мере почувствовать весь ужас изоляции, который должен был испытать его герой, Броуди отказался от мобильного телефона, автомобиля и расстался с девушкой. После выхода картины актер объяснил такие экстремальные методы: "Я принес личную жизнь в жертву, дабы в полной мере посвятить себя работе”. Гениальное исполнение персонажа - лучшее подтверждение действенности системы Станиславского. Каждый выбирает свой инструмент для работы, пусть и самый рискованный, но учиться, все же, следует у мастеров. На наш взгляд, если бы Станиславский увидел "Пианиста” на сцене своего МХТ, он не удержался бы от восклицания "Верю!"