Праздник Крещения в Церкви чаще называют Богоявлением, поэтому другое название сегодняшнего дня, предшествующего празднику - Навечерие Богоявления. В Крещенский сочельник начинается великое водосвятие - великое освящение воды, которое продолжится и завтра. Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. свт. Иоанн Златоуст: "В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников".
При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной. Всем "почерпающиим и причащающимся" крещенской водой, будет она "ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну..." Потому что сегодня Сам Господь освятил "воду сию Духом Своим Святым". И заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: "Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение".
Зная о благодатных свойствах великой агиасмы (агиасма - буквально, с греческого "святыня"), к ней издавна относились крайне трепетно: в доме всегда хранился крещенская вода - на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом "забываем" про Божественную Литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство. И раз уж речь зашла о магизме, скажу, что бытующий в некоторых очередях запрет: "Нельзя ставить емкость с крещенской водой, которую ты несешь домой, на землю", - чистейшее суеверие. Как написано в Типиконе - Уставе по богослужениям, крещенская вода "благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах - и скаредных и всюду - кропится, яже и под ногами нашими суть".
Надо помнить и о том, что крещенской воды хватит на всех: освящение великой агиасмы совершается дважды - накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. И сегодня, в Крещенский сочельник, день строго поста верующие стараются не только про запас набрать побольше святой воды, но исповедоваться, причаститься, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления. Праздник, напоминающий нам о том, что при Крещении Иисуса Христа в реке Иордань впервые миру были явлены все три Ипостаси Бога - Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух.
С наступающим праздником!