Крещение как омовение водой для снятия грехов было известно очень давно. Но то Крещение, которое вспоминают сегодня, особенное. За полгода до рождения Иисуса в бездетной семье престарелого праведника священника Захарии родился долгожданный сын Иоанн. По промыслу Божьему Иоанн избежал участи младенцев, убитых в Вифлееме и его окрестностях приспешниками царя Ирода. Иоанн рос в пустыне и готовил себя к служению Богу: известно, что он носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался диким медом и акридами - саранчой. Пустынником Иоанн был до тридцати лет, пока Господь не призвал его на проповедь. Сам Иоанн говорил о себе так: "Я глас вопиющего в пустыне!", и здесь под пустыней подразумевается не безводное и глухое место, где он провел начало своей жизни, а сердца человеческие, остающиеся равнодушными к Божьему Слову. Главная задача пророка Иоанна Крестителя была - подготовить людей к принятию Спасителя и указать, Кто Он. Поэтому Иоанна и называют Предтечей - предшественником.
Перед праздником омовения народ иудейский обычно выходил к нижнему течению реки Иордан, ближе к месту, где Иордан впадает в Мертвое море. Люди омывали себя водой, полагая, что та унесет их грехи вниз, в Мертвое море, а они станут чище. Здесь и начал свою проповедь Иоанн Креститель, говоривший, что прежде внешнего омовения надо очиститься внутренне, нравственно - покаяться в своих грехах, чтобы приготовить себя к принятию Мессии, Спасителя. Выйдя к народу, крестя его во очищение грехов, Иоанн Креститель проповедовал: "Идет за мною Сильнейший меня, Тот, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Так Иоанн крестил - водой, в покаяние, и к нему выходили люди со всего Иерусалима, всей Иудеи, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя при этом свои грехи.
И вот во время такого крещения из Галилеи к Иоанну приходит Иисус - чтобы тоже принять крещение в покаяние. Но, Иоанн - пророк, он смущен, он понимает, что Тот, Кто перед ним безгрешен. Иоанн возражает Иисусу: "Это мне бы надо принять крещение от Тебя, а не Тебе от меня!" Но Иисус отвечает: "Не противься: так нам надлежит исполнить всякую правду". Иоанн слушается Иисуса и совершает Крещение.
И когда Иисус принял Крещение, и поднялся из иорданских вод, небеса развезлись и Дух Божий, словно горлица ниспустился на Иисуса, и был голос с небес, вещавший: "Это - Сын Мой возлюбленный, и в Нём - Моё благоволение". Так, исполнилась правда, так было явлено, что Иисус - это Сын Божий. И, одновременно, людям были явно открыты все Три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын - Иисус Христос, выходящий из воды, и Бог Дух Святой.
Обратите внимание, Христос, безгрешный по Своей природе, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он смиренно соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.
Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению и Своим Крещением освящает все водное естество, сообщая воде ее первичную чистоту. Когда сейчас, после пришествия Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью, поэтому мы и говорим, что крещение - это духовное рождение человека. Человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь указал ему Сам Христос.
Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения.
Дело тут вот в чем. На Руси, в народе, было принято праздновать Святки - период с 7 января по 18 января, с особым, разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычество, и, хотя Церковь всегда повторяла, "что Дух Христов не враг благозаконных радостей", она же и пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий ("упорствующие в этом грехе" подлежали "извержению из лона Церкви"), и о неуместности "переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом".
Осуждались и другие беснования. "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".
Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, и народ понимал это. Однако не всех это останавливало. И в народе возникло такое поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение - это традиция, имеющая во многом языческую подоплеку.
И хотя вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и Крещенского сочельника, и самого праздника Богоявления, смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но надо помнить, что только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.