19.01.2014 23:10
    Поделиться

    Андрей Максимов: Свобода - в том, чтобы принимать чужую свободу

    Несвободные мы люди - российский люд. Свобода - она ведь не в том, скажем, чтобы на начальство плевать, - то дело нехитрое. Свобода - она в том, чтобы принимать чужую свободу. Понимать - это не обязательно, конечно. Хотелось бы, однако, это уже высшая математика. Но вот принимать... Принимать тот невероятный факт, что все люди - разные, и взгляды у них неодинаковые, и вера, и законы собственной жизни.

    Каждый имеет право жить и верить так, как ему хочется. Тебе не нравится? Отойди в сторону. Не мешай ему жить и верить, если он тебе не мешает. Хотелось бы, чтобы так было. Но куда там...

    "И вечный суд, покой нам только снится..." Я не про уголовный суд, и не про гражданский. Про наш с вами - человеческий. Который открыт всегда. Двадцать четыре часа в сутки. И готов осудить любого, кто делает что-то, нам непонятное, а то и неприятное не для страны, не для общества... А для тех, кто считает себя вправе судить.

    Вот привезли в Россию православную святыню "Дары волхвов". Сотни тысяч людей пошли им поклониться. Стояли в очередях по много часов, плакали выходя из Храма. Эти люди явно пережили что-то, что другим, не стоявшим, не пережить.

    Многокилометровая очередь вовсе не доказывает подлинность - не подлинность, святость - не святость Святыни.

    Очередь, что в Москве, что в Питере вообще ничего не доказывает. Она показывает, что есть сотни тысяч людей, которые верят и надеются на чудо. И жизнь которых Дары волхвов сделали более гармоничной и доброй.

    Эти люди кому-то мешают? Кого-то оскорбляют? Ни Боже Мой! Они тихонечко стоят, чтобы также тихонечко приложиться к Святыне. И все.

    Так чего ж тогда мы на них налетели?

    На одном из телеканалов целая передача была посвящена обсуждению вопроса: "Как вы относитесь к тем, кто стоит в очереди к Дарам волхвов?".

    Другими словами: полчаса обсуждался вопрос: "Как вы относитесь к вере другого человека?". А что - есть варианты ответов? Каждый имеет право верить в то или в Того, во что или в Кого он хочет верить. И если вера эта не подвигает его на агрессивные поступки - кому и почему дозволено эту веру осуждать?

    В Интернете - множество дискуссий. Целые исследования посвящены вопросу подлинности святынь. Какие только гадости не пишут о людях, виноватых только в том, что их вера не понятна другим.

    Я лично к Святыням не ходил. Это мой личный выбор. А другие ходили. Это их личный выбор. Кому дано право меня или этих людей обсуждать-осуждать?

    Мы привыкли, чтобы нам сверху говорили, что хорошо, что плохо. И тогда мы разделимся: те, кто за начальство, поддержат, те, которые в оппозиции, - отвергнут. Причем суть сказанного мы даже не заметим: нас уже давно волнует не что сказано, а кем сказано.

    А вот когда сверху не говорят, мы все чаще превращаемся в судей: страсть как нравится нам осуждать и воспитывать. Очень это поднимает нас в собственных глазах. Кажется, что большинство из нас абсолютно точно знает: куда и как вести Россию; что такое нравственно и безнравственно; и что такое подлинная вера в Бога. А если чьи-то воззрения не совпадают с нашими - мы не задумываемся. Мы судим.

    Тут вот еще история случилась: известные российские актрисы в слегка обнаженном виде снялись в календаре. Никаких интимных мест не видно, но съемка вольная.

    И чего началось! Нет, то, что молодые фотографируются, и не в таком виде - это, пожалуйста. Но пожилым - ни-ни.

    Казалось бы, личное дело актрис, в каком виде им сниматься. А ваше личное дело - покупать этот календарь или нет. Не нравится? Отойди, не покупай, забудь.

    Куда там! Ну, как же не повоспитывать? Как же не указать прекрасным, но не до конца молодым дамам на нравственность?

    Когда 73-летняя Софи Лорен позировала практически абсолютно обнаженной тоже для календаря - мир радовался. Мол, великая актриса доказала, что у красоты и таланта нет старости.

    Но что позволено там, то абсолютно непозволительно тут. Давайте еще устроим дискуссию, кто из актрис лучше сохранился: итальянская суперзвезда или российская театральная актриса с ежемесячной зарплатой 30 тысяч рублей?

    Я видел этот календарь. И он мне понравился. Он совсем не пошлый. Он - красивый. И женщины на нем - красивые, у меня лично язык не повернется назвать их "пожилыми". И я преклоняюсь перед тем человеком, которому в голову пришла идея: показать, что женщина - всегда женщина. В любом возрасте

    Но - нет. Нельзя. Почему нельзя? Потому что безнравственно. Почему безнравственно? Потому что есть люди, которые считают себя блюстителями нравственности - они пишут в Интернет, приходят на разные теле-ток-шоу, кричат по радио слова типа: "Мы не позволим!" и "Доколе?".

    И пусть бы кричали себе. Но они ведь и другим кричат. И слова их падают в очень, надо сказать, благодатную почву. Потому что, пожалуй, нет для нас занятия более приятного и радостного, нежели кого-нибудь в чем-нибудь обвинять. И лучше в безнравственности. И лучше - либо молодых, либо пожилых.

    На самом деле принимать чужие взгляды, чужую веру, чужое понимание мира - трудно. Критиковать легче. Но ни Бог, ни царь и ни герой не дадут нам свободы, если мы не научимся принимать.

    ... А "судей" хочется спросить: "У вас дома есть зеркало? Вы давно в него смотрели? И как?".

    Вот ведь странная закономерность: те, кто судит других, совсем не склонен критически смотреть на самого себя.

    И почему так?

    Поделиться