300 польских семей из Освенцима требуют компенсаций за свои дома

Владельцы земли и домов, снесенных вермахтом в районе города Освенцим в 1940-1942 годах под строительство нацистского концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау, требуют компенсации от польского государства.

Немецкий концентрационный лагерь Аушвиц был создан в 1940 году, Аушвиц-Биркенау - спустя два года. Для этого нацисты выселили часть жителей Освенцима и Бжезинки, а также соседних деревень. Дома были разобраны и послужили строительным материалом для помещений концлагеря. К примеру, в Бжезинке из 562 домов осталось всего 6 и школа. Как сообщает издание Gazeta Wyborcza, после войны семья Наглик опознала свои двери в одном из бараков Биркенау, а семья Рембес на месте своего дома обнаружила установки ПВО, которые должны были защищать лагерь смерти от атаки с воздуха.

Впоследствии 280 семей успели получить компенсации от правительства Германии - соответствующие запросы туда можно было направлять до конца 2001 года. Те, кто не успел собрать необходимые бумаги, а это около трехсот семей, обратились за возмещением ущерба к польскому государству, в ведении которого находится музей Аушвиц-Биркенау, располагающийся на территории бывшего концлагеря.

"Общество пострадавших от III Рейха из-за строительства концлагеря Аушвиц-Биркенау" потребовало у государства по 40 тысяч злотых для каждой семьи, всего 15 миллионов злотых (примерно 150 миллионов рублей) в соответствии с ценами 1939 года. Эти суммы, как сообщается на сайте организации, были установлены на основании документов из государственного архива, в частности - результатов опросов о военных потерях, зарегистрированных в 1945 году в рамках проводившейся тогда оценки ущерба. Однако правительство эти финансовые претензии отклонило, а пострадавших направили в суд с формулировкой: "Вопрос военных имущественных потерь вследствие действий оккупанта относится к межгосударственным обязательствам и должен рассматриваться в международном контексте". Председатель общества пострадавших Йозеф Козьол сообщил журналистам: "Мы не хотели доводить до суда, ведь трудно судиться из-за такого символичного места, как территория Аушвиц-Биркенау, но если государство так ставит вопрос, мы будем вынуждены выступить с иском. Если политики не найдут другого выхода из этой ситуации".