Пенсионный фонд рассказал о новых правилах выбора НПФ

В последние дни в соцсетях активно обсуждается изменение порядка подачи заявления об изменении способа управления пенсионными накоплениями. Сделать это в один этап - просто придя в выбранный НПФ или воспользоваться услугами агента-представителя негосударственного фонда - теперь нельзя. Как же теперь действовать?

Разъяснения на этот счет дал сегодня Пенсионный фонд России.

"С 2014 года порядок выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в части формирования пенсионных накоплений действительно поменялся", - сообщили в ПФР.

Напомним, законом предусмотрено три варианта управления пенсионными накоплениями:

1) накопления можно оставить в управлении государства, и тогда ими будет распоряжаться госуправляющий ВЭБ;

2) можно выбрать частную управляющую компанию (ЧУК);

3) накопления направляются по желанию застрахованного в один из НПФ.

В первых двух случаях страховщиком выступает Пенсионный фонд России. Он переводит ваши накопления в соответствии с вашим распоряжением, либо, если письменного распоряжения вы не подавали - по умолчанию накопления переводятся в ВЭБ и инвестируются по расширенному портфелю.

В третьем случае накоплениями управляет НПФ, и он решает, услугами какой УК будет пользоваться. Договор будущий пенсионер заключает именно с НПФ.

До нынешнего года подать заявление о выборе негосударственного пенсионного фонда можно было непосредственно в НПФ, а также через агентов, представляющих тот или иной фонд. НПФ будучи трансферагентом Пенсионного фонда России передавал данные о таких заявлениях в ПФР, и на их основании пенсионные накопления гражданина переводились в выбранный им негосударственный фонд. Теперь эта система отменена.

"Изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), - пояснили в аппарате НПФ.- Статус трансферагента обязывает НПФ передавать в ПФР исключительно выверенные и достоверные сведения. Однако далеко не все фонды могли обеспечить достаточный уровень контроля за этим процессом, в результате чего пенсионные накопления ряда граждан ежегодно переводились в НПФ без их ведома".

И хотя благодаря ряду принятых мер в последние два года количество жалоб, что подтверждал и сам ПФР, стало меньше, тем не менее, правительство решило кардинально поменять схему подачи заявлений.

"С 1 января 2014 года подать заявление о выборе негосударственного пенсионного фонда можно только в Пенсионный фонд России - сделать это можно в любой клиентской службе ПФР, - поясняют в Пенсионном фонде. -  При этом, как и ранее, необходимо заранее заключить с выбранным НПФ соответствующий договор".

Такой порядок отсечет недобросовестных агентов (их услуги теперь просто не нужны). Но одновременно усложняется процедура перевода накоплений в НПФ, так как требуется сначала заключить договор с негосударственным фондом, и только потом, явившись с этим договором в клиентскую службу ПФР,  лично подтвердить  сделанный выбор, написав заявление.

Вопросы немедленно возникли у трудовых мигрантов: сегодня можно устроиться работать, не имея постоянной регистрации в том городе, где находится предприятие. "Что же, теперь мне, чтобы распорядиться накоплениями, придется лететь домой в Хабаровск?" - обратилась в "РГ" сотрудница одной из московских компаний.

В Пенсионном фонде подчеркнули: совсем не обязательно обращаться в отделение ПФР по месту постоянного жительства. Заявление обязаны принять в любом подразделении фонда, имеющем клиентскую службу.

Кроме того, в ПФР уточнили: в 2014 году планируется несколько смягчить нынешнюю жесткую схему. Сейчас уже готовится утверждение и введение порядка перевода пенсионных накоплений для граждан из одного НПФ в другой НПФ и в ПФР. При введении нового порядка будет разработана новая форма трансферагентского соглашения для НПФ, которые они смогут заключить с ПФР. Планируется, что новый порядок будет примерно таким:

1) если вы уже являетесь клиентом негосударственного пенсионного фонда и решили сменить свой НПФ на другой, в этом случае вы можете подать заявление не только в ПФР, но и в свой нынешний НПФ. Пример: Скажем, вы решили перевести свои накопления из НПФ А в НПФ Б. Для этого вы сначала заключаете с НПФ Б договор об обязательном пенсионном страховании, после чего идете или в ПФР, или в НПФ А и подаете заявление на перевод ваших пенсионных накоплений в НПФ Б. Заявления, поданные через НПФ Б, Пенсионным фондом к рассмотрению приниматься не будут.

2) если вы являетесь клиентом НПФ и хотите вернуть накопления в ПФР, то заявление можно будет написать либо в свой НПФ, либо в любую клиентскую службу ПФР вне зависимости от места постоянного жительства гражданина.

Такой порядок, когда заявление подается через ПФР или "незаинтересованный" НПФ, полностью исключает возможность неправомерного перевода пенсионных накоплений, считают в Пенсионном фонде.