Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, представляя журналистам нового музрука, заметил, что острая необходимость в нем возникла после того, как в начале декабря прошлого года Василий Синайский неожиданно покинул стены Большого театра. "Передо мной стояла сложная задача, - сказал Урин. - Важно, чтобы это был дирижер российского происхождения, чтобы он мог общаться с музыкантами на русском языке, чтобы был интерес к его фигуре в мире. И, как только мы начинали перебирать подходящие имена и обдумывать, выяснялось, что у всех уже заключены контракты, как минимум, на два года". Туган Сохиев тоже оказался не "свободным художником": контракт руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы истекает у него только в 2016 году, он продолжает руководить Немецким симфоническим оркестром, имеет плотный график выступлений с ведущими оркестрами мира. По окончании пресс-конференции он улетел в Филадельфию, где должен состояться его дебют с Филадельфийским симфоническим оркестром. Исходя из ситуации, Большой театр обговорил особые условия контракта с новым музруком. Гендиректор уточнил: Сохиев до конца нынешнего сезона будет появляться в Большом театре каждый месяц на несколько дней, знакомиться с коллективом, репертуаром, обсуждать репертуарные планы на ближайшие три года, а в июле уже встанет за пульт оркестра. Первые два проекта с участием Сохиева в Большом театре запланированы на начало следующего сезона. Владимир Урин также подчеркнул, что, принимая решение, "учитывал обстоятельство, что Тугану Сохиеву всего 37 лет. Но хотел бы напомнить, что Валерий Гергиев был назван главным дирижером Мариинского театра в 33 года, а потом почти сразу был избран коллективом музыкальным руководителем". Кроме того, Урину, по его словам, было важно понять, как Туган Сохиев представляет себе, что такое сегодня музыкальный театр, какие принципы он исповедует, каким видит будущей театр ХХI века. "Наши взгляды во многом совпали", - заметил Урин.
"Почему я принял это решение, - объяснил, в свою очередь, журналистам Туган Сохиев, - хотя график у меня очень плотный - это мои контракты с двумя оркестрами и, прежде всего, сотрудничество с Мариинским театром, с которым меня связывает многолетняя творческая и личная дружба. Я долго думал, но главное обстоятельство, которое меня убедило согласиться, это то, что Владимир Урин ясно представляет себе, каким должен быть Большой театр, чувствует, как нужно строить театр. И наши ощущения в этом совпали". Понимая, что Большой театр - это огромный творческий коллектив в 3000 человек, Сохиев пока посчитал преждевременным обсуждать с прессой какие-то конкретные позиции будущей работы. Самое важное для него сейчас - познакомиться с коллективом, понять, какие с ним можно строить планы. Новый музрук сразу ответил на вопрос по поводу своего знаменитого соотечественника и теперь уже бывшего руководителя Валерия Гергиева: да, это было бы мечтой, если бы Гергиев нашел время и что-нибудь поставил в Большом театре. В отношении репертуарных предпочтений Сохиев заметил, что "любит все", и Большому театру не стоит ограничивать себя определенными именами: "В таком театре как Большой, репертуар должен быть широкий - русская, французская, немецкая, итальянская музыка". А руководитель, по мнению Сохиева, должен ясно представлять, что сегодня происходит в музыкальном мире, за пределами собственного театра и оркестра, чтобы выстраивать правильную репертуарную политику. При этом, Сохиев считает главной задачей для Большого театра не приглашение звезд, а поиск в России собственного Пласидо Доминго: "Это не националистическая идея. В такой огромной стране, как Россия, есть огромное количество таланов, и мы не должны умалять их достоинств". Ключ же к успеху, по мнению нового музрука, - это "здоровое, качественное состояние спектаклей". В этом они с Уриным, безусловно, единомышленники.
Справка "РГ"
Туган Сохиев, Народодный артист республики Северная Осетия-Алания. Родился во Владикавказе, дирижирванию начал учиться у Брискина. Окончил Петербургскую консерваторию (ученик Ильи Мусина и Юрия Темирканова). С 2005 года - дирижер Мариинского театра, где под его руководством были поставлен "Путешествие в Реймс", "Сказка о царе Салтане", "Кармен". Дирижировал "Иолантой", "Самсоном и Далилой", "Богемой", "Евгением Онегиным", "Пиковой дамой", "Борисом Годуновым" и другими операми на крупнейших сценах и фестивалях мира, включая Метрополитен-оперу. В 2008 году возглавил Национальный оркестр Капитолия Тулузы, в 2010-м - Немецкий симфонический оркестр. Выступает с крупнейшими симфоническими коллективами - Берлинскими и Венским филармониками, Роттердамским, Мюнхенским, Лондонским филармоническими оркестрами, оркестрами Концертгебау, Радио Франс, Шведского, Венского радио, Российским Национальным филармоническим, японским оркестром TNK и др.