1.Первые растиражированные изображения Владимира Ульянова появились в конце 1917 - начале 1918 года. В это время свет увидела первая открытка и марка с Лениным. Любопытно, что первый портрет Ильича напечатали в типографии Маркса на бумаге для карт - картон, на обратной стороне которого осталась рубашка игральной колоды, оказался очень хорошего качества.
2.При жизни Ленина его изображения не ретушировались. В мемориале сохранились рисунки известных в то время художников - Добужинского, Козлова, Шафрана, которые организовали, по собственной инициативе, акцию - рисовали вождя в его рабочем кабинете. На каждой зарисовке Ленин получился разным - таким, каким увидел его каждый из художников.
3.Наиболее близко к изображению, ставшим позже каноническим, Ленина нарисовал Исаак Бродский. У него получился практически идеальный образ, с которого затем писали копии. С одной из работ связана интересная история. Художник нарисовал портрет на открытии второго съезда Коминтерна, а затем подошел к "модели", чтобы взять автограф. Посмотрев на рисунок, Ленин заявил: "Что-то на меня не похоже". Но, тем не менее, подпись оставил, прокомментировав: "В первый раз подписываю то, с чем не согласен".
4.Ретуширование образа Ленина началось к концу 20-х: до этого даже на плакатах художники стремились воспроизвести фотографическое сходства. Канонический образ Ильича отличается более прямым носом, сглаженными скулами, более строгим взглядом. Сходство с оригиналом несомненно, но образ явно приукрашен. По выражению сотрудников мемцентра, привычные для нас портреты Ленина, которые раньше висели в каждом кабинете, это "икона советского образца" - без изъянов, следов усталости, эмоций.
5.Есть распространенный сюжет, который писал, в том числе, и Бродский - Ленин на втором съезде Советов в 1917 году. На картинах его образ канонический - с усами и бородкой. Между тем, на самом деле, тогда их у него не было. На съезде Ульянов был гладко выбритым. Он только что тайно, как рабочий Иванов, приехал в Петроград. А для того, чтобы его не узнали, надел парик и сбрил растительность на лице.
6.После смерти Ленина была создана специальная комиссия, которая работала над траурным оформлением. Были выпущены значки, жетоны, почтовые карточки. В ночь с 24 на 25 января вышла специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета "Ленин", выпущенная ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные фотографии Ленина, есть снимки, которые впоследствии сильно изменились. Например, на них еще можно увидеть Ильича, беседующего с Зиновьевым и Каменевым. А на фотографии из Горок в висок Надежды Крупской будто бы вонзилась палка. На самом деле это телескоп, и чаще всего эта фотография публиковалась в зеркальном отображении.
7.С 30-х годов изображения Ленина, которые предполагалось пустить в тираж, утверждались на специальных комиссиях. В 80-е годы на картинах даже ставили штампик - "эталон для массового распространения". Любопытно, что в 60-е годы на свет появились портреты вождя, выполненные с отступлением от соцреализма. На одном из них, по мнению сотрудников мемориала, Ленин больше похож на артиста Илью Олейникова, играющего Ленина.