Достигнутые показатели, безусловно, хороши, отмечает Михаил Филонов, проректор по науке и инновациям НИТУ "МИСиС": "Многие из проектов "Роснано" являются стартапами, и ожидать сотен и тысяч процентов доходности от них в первые годы не приходится. Вопрос в том, что мы понимаем под нанопродукцией. Согласно классическому определению речь идет об изделиях из материалов, структурные элементы которых, обычно это менее 100 нанометров, существенно влияют на изменение свойств этих материалов при работе с ними. Возьмем, например, обычную сталь с размером зерна 30 микрон. Посредством определенных способов мы получаем эту сталь с размером структурного элемента в 0,1 микрона, или 100 нанометров. Свойства значительным образом изменяются. Сталь, например, становится прочнее в 1,5 раза. Сегодня 100 нанометров - это нормальный технологический режим для многих предприятий, в том числе российских. В этом случае к нанопродукции относится заметная доля рынков электроники, фотоники, химии и нефтехимии, кристаллов, часть рынка металлургии. Объем последнего, например, ежегодно исчисляется сотнями млрд руб. Также любой электронный гаджет - это кладезь нанопродукции".
С учетом ввода в строй новых заводов для производства нанопродукции, их общее число в 2013 году выросло до 53. В 2013 году, в частности, было открыто производство наноструктурированной керамики в Новосибирске, высокотехнологичной теплоизоляции в Калуге, совместное российско-французское производство электронно-компонентной базы на магнитно-резистивной основе. "Роснано" инвестирует в создание новых производств совместно с частными российскими или зарубежными инвесторами. "Иностранные инвестиции есть не везде, но частные инвестиции обязательны. Это обязательное требование: в каждый рубль, который мы вложили, как правило, от 1,5 до 2 рублей вместе с нами вкладывают наши соинвесторы, иначе мы не вкладываем свои средства", - заявил Чубайс.
Тем не менее дальнейшее развитие и внедрение инновационной, в том числе нанотехнологичной, продукции несколько затрудняет экономическая ситуация в стране, полагает Михаил Филонов: "В последние 2-3 года активность технологических корпораций застыла на одном уровне и направлена скорее не на развитие производства, а на его поддержание в нынешнем виде с технологической, экологической, социальной точек зрения. Прорывных проектов, ориентированных на создание принципиально новых решений или продуктов, пока не наблюдается. Однако есть отрасли, связанные, например, с информационными технологиями, полупроводниками, оборонно-промышленным комплексом, где есть срочные задачи, которые нужно решать, и куда вкладываются средства. Там нанопродукция может быть востребована в первую очередь, эти отрасли станут драйверами роста наноиндустрии".