Новости

21.01.2014 00:41
Рубрика: Экономика

Лучший мой подарочек

Праздничные сувениры могут быть банальными откатами
Предновогодние дни для многих компаний стали днями большой суеты - требовалось развезти поздравления и подарки десяткам, а то и сотням партнеров и клиентов. Эта традиция сложилась в последние годы, и теперь любые предпраздничные дни несколько раз в год становятся головной болью отделов маркетинга и развития и аншлагом для курьерских служб. По данным рекрутингового портала Superjob.ru, в этом году перед новогодними праздниками партнерам дарили подарки 58% компаний, клиентам - 53%.

Но всегда ли праздничные сувениры - только знак внимания и подтверждение заинтересованности в дальнейших контактах? Не замаскированы ли под такие подношения банальные взятки и откаты?

Служба исследований HeadHunter провела опрос работников компаний и выяснила, что подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков порой бывают ого-го! Милыми сувенирами назвать их язык не повернется. В числе таких презентов, известных им, респонденты назвали золотые часы и ювелирные украшения с бриллиантами, ваучер на отдых в Майами и автомобиль представительского класса, чемоданчик за 50 тысяч баксов и заводик по переработке пищевых отходов, антикварную книгу и даже "оказание стоматологических услуг супруге босса".

По мнению трети опрошенных, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом. Вот только сложно разобраться, где пролегает грань между этими понятиями. 6% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде - своего рода взятки, но большинство (56%) не видит в презентах деловых партнеров друг другу ничего криминального. Тем не менее многие компании запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни были. Правда, 2% опрошенных признались, что, несмотря на табу, приятные подношения принимают.

А какая цена праздничного подарка приемлема, чтобы он не выглядел как взятка? Большинство (40%) опрошенных полагает, что его стоимость не должна превышать 5000 руб., еще примерно столько же (38%) называют сумму до 1000 руб. Немногие считают приемлемым принять подарок стоимостью 50 тыс. руб. (1%) или даже 100 тыс. руб. (1%).

- Думаю, что тему корпоративных подарков не стоит демонизировать, - считает руководитель исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова. - Подарки клиентам и партнерам давно стали частью бизнес-культуры, и каждая компания идет тут своим путем - от формального до креативного.

- В коммерческих организациях не принято употреблять термин "взятка", обычно речь идет об откатах, - разъясняет консультант кадрового агентства MainStaff Екатерина Чемекова. - Но к подаркам это не имеет прямого отношения, поэтому и ограничения в 3 тыс. руб, принятого для госслужащих (по законодательству), компании не придерживаются. Основной целью дарителя является поддержание хороших взаимоотношений с компанией для дальнейшего сотрудничества, это важный элемент бизнес-этикета. Что касается стоимости подарка, она может зависеть от многих факторов, в том числе и от сумм сделок, заключенных между компаниями.

Что же, по мнению опрошенных, нужно делать, если презент от клиента вызывающе дорог? Большинство (64%) предпочло бы отказаться от него, чтобы не быть обязанным впоследствии. 26% приняли бы этот знак внимания, однако никаких преференций в работе щедрому дарителю не предоставили бы. А вот 5% не только приняли бы подарок, но и удовлетворили бы все сопутствующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.

До следующих дней массового одаривания - Дня защитника Отечества и 8 Марта - осталось всего ничего. Кто-то опять полетит отдыхать в Майами?

Экономика Бизнес