21.01.2014 14:56
    Поделиться

    Пять знаменитых личностей, которых вдохновил Емельян Пугачев

    21 января 1775 года на Болотной площади в Москве был казнен донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов Емельян Пугачев.

    О личности этого человека, который прожил всего 33 года, до сих пор спорят ученые. Зачем он поднимал бунт среди казаков? Чего собственно добивался? Воли и свободы, всеобщего равенства? Свержения только что пришедшей на российский престол династии Романовых? Сам ли придумал назваться именем покойного императора Петра III? Но, как бы там ни было,  человек этот оставил свой след в истории. И его идеи народного восстания - не безжалостного и беспощадного, а овеянного романтикой, еще долго витали в среде интеллигенции. Кого же вдохновил Пугачев своими делами и поступками?

    1. Александр Сергеевич Пушкин

    Специальных работ, посвященных истории восстания Пугачева и объективно оценивающих его, в царской России не было и быть не могло. Исключением стала пушкинская "История Пугачева". Великий русский поэт и писатель был первым историком Крестьянской войны 1773-1775 гг. В оценке крестьянского восстания под предводительством Пугачева Пушкин пошел дальше своих друзей декабристов и вслед за Радищевым, "восславив свободу", отнесся с сочувствием к попытке народа добиться воли, а самого Пугачева, по словам П.И. Чайковского, охарактеризовал  уже в  "Капитанской дочке", как в сущности "удивительно симпатичного" человека.

    Действительно, в исторической повести "Капитанская  дочка", опубликованной впервые в журнале "Современник" в 1836 году, Александр Сергеевич создал по сути романтического героя, который защищает крестьян и ненавидит дворянство. И народ отвечает ему всеобщим признанием: при появлении Пугачева  раздавался колокольный звон, его встречали хлебом-солью и кланялись в пояс, веря, что он и вправду царь-батюшка. Пушкин наделил своего героя христианским великодушием, гуманностью, лихим героизмом и казацкой удалью. Но, конечно же, Александр Сергеевич не мог не понимать, что только пряником народ не сподвигнешь совершать какие-либо революции. Пугачев в "Капитанской дочке" как милует, так и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается  даже ощущение, что Пугачев играет, изображая "настоящего государя". Он, с царской руки, "казнит так казнит, милует так милует". И в то же время понимает, какую опасную игру он затеял и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: "А разве нет удачи удалому?".  Опасения Пугачева были не напрасными. Именно ближайшее окружение его и предает, а Екатерина II подписывает указ о казни: "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу".

    2. Михаил Юрьевич  Лермонтов

    Одновременно с Пушкиным тему пугачевского восстания поднимает и начинающий поэт и писатель Михаил Лермонтов.

    Настоящее название неоконченного юношеского романа Лермонтова неизвестно. Первый лист рукописи, обнаруженной в 1873 году,  был оторван. По уцелевшему его краю видно, что на нем было написано посвящение или, может быть, предисловие. Рукопись впоследствии была озаглавлена редакторами по имени главного героя "Вадим".

    Вадим, сын мелкопоместного дворянина, разоренного богатым соседом, примыкает к восставшим пугачевцам и мстит за честь своей семьи, несправедливость, свидетелем которой он был с детства. Пушкинского размаха у Лермонтова не получилось: не хватило художественного опыта. Но зато Лермонтов со свойственной юности горячностью убеждал читателей, что именно восстание призвано "дерзко" и "хмельно" отменить прежние нормы социальных отношений. Правда, писателя привлекает в восстании, быть может, не сам результат и его последствия, а энергия, "неистовство" масс, романтическое упоение свободой. Но  факт остается фактом: юный Михаил Юрьевич безоговорочно принимает сторону народа, приукрашивает бунт  крестьян и самую неизбежность грозной, жестокой расправы угнетенных "низов" над "верхами".

    "Вадим" "со всеми своими слабостями и противоречиями, звучит как произведение революционное, как грозное напоминание о часе народной расплаты", - писал исследователь творчества Лермонтова В. Кирпотин. "Настанет год, России черный год", писал уже сам Лермонтов в 1830 г., размышляя о возможном повторении пугачевского восстания, о грядущей народной революции, когда "корона упадет" с головы русских царей.  Его слова оказались пророческими.

    3. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

    В 1892 году в "Русской мысли" Мамин-Сибиряк напечатал историческую повесть "Охонины брови".

    По сюжету рабочие уральского завода, которым надоело жестокое обращение с ними, примыкают к пугачевскому бунту. Такое вполне могло быть в реальности, так как восстание Яицкого войска охватывало и Сибирь, и Поволжье, и Урал. А в художественном воплощении нашла место мысль о том, что именно в рабочей массе таится большой запас революционной энергии. "Охонины брови" появились в печати в пору начавшегося нового  революционного подъема в России. Оправдание массовой освободительной борьбы XVIII века придавало исторической повести Мамина-Сибиряка острую актуальность и большой общественный смысл.

    4.  Фридрих  Энгельс

    Теорию классовой борьбы крестьянства во всемирной истории развили в XIX веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс. О Крестьянской войне в России в 1773-1775 гг. Энгельс, в частности, писал, что это "последнее великое крестьянское восстание". Он  подчеркивал, что русский народ устраивал "бесчисленные разрозненные крестьянские восстания", которые, впрочем, успеха не имели. Пугаческий бунт тоже подавили, но это уже был серьезный вызов -  "великое  крестьянское восстание", писал Энгельс, которого власти уже не могли "не заметить".

    5. Владимир Ильич Ленин

    Проблема классовой борьбы крестьянства заинтересовала Ленина в связи с разработкой вопроса о союзе пролетариата и крестьянства в грядущей революции. Характеризуя историческую роль крестьянства, Ленин писал, что   "…века крепостного гнета… накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости" у русских крестьян. Поэтому "когда было крепостное право, - вся масса крестьян боролась со своими угнетателями, с классом помещиков, которых охраняло, защищало и поддерживало царское правительство". Ленин, вслед за Энгельсом, четко разграничивает раздробленные единичные крестьянские восстания, "бунты", без политики, и крестьянские войны, в которых уже есть политическая составляющая, то есть идея свержения монархии.

    Ленин считал крестьянскую войну гражданской войной. По его мнению, именно восстание Пугачева в конечном итоге вынудило верхи крепостной России решить крестьянский вопрос и отменить крепостное право.

    Именно "призрак грозной пугачевщины" вынудил Александра II начать освобождение крестьян "сверху", чтобы оно не началось "снизу", писал Владимир Ильич. И эту идею народного бунта против своих угнетателей Ленин впоследствии проведет красной нитью через всю свою  жизнь:  "Мы всегда учили и учим, что классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких преобразований".

    Поделиться