- Нам не хватает почти шести тысяч докторов, - говорит заместитель министра здравоохранения Свердловской области Диляра Медведская. - Врачам приходится работать на несколько ставок, а нередко лечением занимается средний медицинский персонал. Во многих городах вместо участковых врачей пациентов принимают фельдшеры. Некоторые села и вовсе живут без докторов.
Ситуация обещает стать еще хуже: врачебный корпус "стареет". Молодых врачей до 30 лет всего 14,4 процента, а более половины (!) участковых терапевтов - пенсионного возраста. Уже через пять лет в поликлиниках Среднего Урала может произойти кадровый коллапс. Власти пытаются решить проблему: повышают зарплаты врачам, выплачивают "подъемные" тем, кто едет работать на село. Руководитель одной из клиник даже посулил премию тому, кто приведет на работу нового участкового терапевта. Однако ситуация остается сложной.
Поэтому уральские медики считают: распределение молодых специалистов необходимо. А не хочешь ехать в земскую больницу - возвращай бюджетные средства! Либо учись за свои кровные, чтобы потом самому выбирать, где работать. Этого мнения придерживается и доктор Леонид Рошаль. Он заявил, что до 30 процентов выпускников медвузов-бюджетников вообще не приходят работать в медицину. Получается, что если в России ежегодно выпускается порядка 24 тысяч врачей, то из них примерно 8 тысяч не доходят до медучреждений. В год на обучение одного студента государство тратит около 100 тысяч рублей, и страна ежегодно теряет 4,8 миллиарда рублей.
Впрочем, есть и иная точка зрения. Депутат Госдумы, исполнительный директор уральского фармацевтического кластера Александр Петров против распределения.
- Нужно вводить не "обязаловку", а контрактное целевое обучение, - заметил эксперт.
Другие считают, что одним из выходов мог бы стать переход на целевой набор в вузы.
Но, как показывает практика, целевое обучение недостаточно эффективно. Семь лет назад Свердловская область начала оплачивать обучение части студентов в Уральском государственном медуниверситете в обмен на то, что молодые люди потом отработают в бюджетных клиниках не менее трех лет (с 2013 года - пять лет). Первые "целевики" уже выпускаются, но их не хватает. Вуз имеет право принять только 130 целивиков в год - четверть от всех студентов, а у регионального минздрава уже сейчас накопилось 490 заявок от 121 медучреждения. Увеличить квоту не позволяет закон.
Среди "целевиков" тоже есть уклонисты. Сейчас специалисты свердловского минздрава готовят иски к нескольким выпускникам, которые не захотели отработать положенное в земской клинике. За нарушение подписанного ими при поступлении в вуз договора придется придется вернуть в бюджет полученные стипендию и материальную помощь, - около сотни тысяч рублей. Стоимость самого обучения возмещать не придется.
Специалисты приходят к выводу: надо вводить контрактную систему подготовки врачей, заключать договоры с абитуриентами на бюджетное обучение с условием, что они потом будут работать в государственных клиниках по разнарядке минздрава. Как отметил ректор Уральского государственного медуниверситета Сергей Кутепов, в новом законе об образовании появился пункт о заключении договоров на обучение со студентами. Но вузы ждут, когда к ним будет "спущен" типовой образец соглашения.
Возможно, если там будет прописано такое условие со стороны государства, то это могло бы помочь в решении проблемы.
- Обучение на контрактной основе не ограничивает выпускников в правах, потому что у них есть выбор: получить бесплатное образование на определенных условиях либо учиться за свой счет, - считает доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии Олеся Рабцевич.
- Обязательное распределение отменили, но взамен никаких иных форм обязательств выпускников перед государством не было предложено, - говорит председатель Медицинской палаты Свердловской области, главный врач областной клинической больницы N 1 Феликс Бадаев. - Абитуриент бюджетного отделения должен понимать и принимать "правила игры": сегодня государство учит тебя бесплатно, а завтра ты должен отработать определенное количество лет в том месте, где у государства есть в тебе потребность. Чтобы "закрыть" проблему в ближайшие годы, на федеральном уровне уже сейчас надо принять решение об обязанности выпускников мединститутов отработать определенное количество лет в одном из бюджетных учреждений здравоохранения. Раньше, когда учебу заканчивало наше поколение, в этом никто не видел трагедии. И из тех, кого судьба в свое время забросила даже в отдаленные поселки, впоследствии получилось немало высококлассных специалистов.