На фотовыставке в ЦДХ покажут животный мир и природу России

Обширная программа объявленного в нашей стране Года культуры начнется Всероссийским фестивалем "Первозданная Россия", который пройдет с 24 января по 23 февраля в Центральном доме художника. Организаторы фестиваля - Совет Федерации и Русское географическое общество.

А придумал это грандиозное действо, придал ему законченную форму и стал его фактическим руководителем сенатор от Курганской области Олег Пантелеев.

Когда-то, давным-давно, мы познакомились в Афганистане, где Олег был советником по делам молодежи в самой глухой и самой опасной для жизни пуштунской провинции. Благополучно завершив ту свою годичную командировку, Пантелеев вернулся в Сибирь, работал на разных должностях в комсомольских и партийных органах, служил во внешней разведке, был вице-губернатором, а последние тринадцать лет представляет область в верхней палате парламента. Наверное, он хороший депутат, раз так долго занимает свое теплое кресло в известном доме на Большой Дмитровке, но мне, честно говоря, он симпатичен другим. Олег Пантелеев фанатично влюблен в русскую природу и вот уже много лет прилагает титанические усилия для ее сбережения.

Когда-то он был охотником, но, слава Богу, давно сменил ружье на фотоаппарат и стал признанным мастером в жанре съемки живой природы. Таким, что даже великий журналист Василий Песков, разглядывая его снимки, восторженно цокал языком. Именно он стал инициатором проведения прошлогоднего фестиваля дикой природы "Золотая черепаха", на котором были представлены лучшие фотографии со всего мира. С его подачи и при его активном участии в нашей стране проходит множество экологических и природоохранных акций.

И вот новая грандиозная затея - фестиваль, который, начавшись в Москве, затем отправится по многим другим городам России.

- Олег, знаешь, какое самое сильное впечатление осталось у меня от недавнего автомобильного путешествия по странам Центральной Европы? Нет, не древние замки, не чистота и порядок и даже не отсутствие на автодорогах инспекторов, хотя все это, безусловно, радовало глаз. Несколько раз, благодаря навигатору, уводившему мою машину с автобанов на проселки (видимо, в целях сокращения километража), я оказывался прямо-таки в берендеевских лесах. Вековые ели и сосны. Косули, кабаны и зайцы, спокойно перебегавшие дорогу прямо перед капотом машины. Было такое ощущение, что я вернулся в детство - в Сибирь, в тайгу. А ведь это происходило в центре Европы, на границе между Чехией и Германией...

- Вот-вот. А все потому, что на Западе весь XX век прошел под знаком сбережения природы. Это было и государственной заботой, и стало частью менталитета живущих там граждан. Западному человеку не придет в голову даже в самом глухом лесу бросить на землю окурок или бумажку. Там это возведено в культ. Ты ведь, наверное, знаешь, какое печатное издание является самым многотиражным в мире?

- Журнал "Нэшнл джиогрэфик". Мне еще в советские времена говорили, что его можно увидеть на каминной полке или на журнальном столике в каждом добропорядочном англоязычном семействе.

- Верно. Но теперь - не только в англоязычном, он издается на многих языках совокупным тиражом более 40 миллионов экземпляров.

Или другой пример - корпорация Би-би-си. Ты знаешь, какой объем в ее вещательных программах занимают передачи о природе? Более половины!

Когда уважительное отношение к окружающей среде становится частью государственной идеологии, тогда у страны появляются перспективы стабильного развития.

Расцвет многих государств совпадал с внимательным отношением к природе. Скажем, подъем Российской империи был ознаменован созданием Русского географического общества, это 1845 год. И то, что несколько лет назад общество получило мощный импульс к своему возрождению, что главой его попечительского совета согласился стать наш президент, это тоже хороший знак.

- Ну, ладно. Вот ты семь лет патронировал "Золотую черепаху". Это был абсолютно успешный проект - с очередями в Малый Манеж, где размещалась экспозиция, с хорошими отзывами прессы, красочными буклетами и альбомами. Почему теперь - "Первозданная Россия"?

- "Черепаха" остается как международный конкурс. Но в какой-то момент нам стало ясно, что нужен другой масштаб, другой формат, большая нацеленность на нашу родную природу. Мы пришли к мысли представить в главной экспозиции животный мир и неповторимые ландшафты абсолютно всех регионов Российской Федерации. На этих фотографиях не будет человека, не будет деталей индустриальной мощи - только природа.

Кроме того, экспозиция включает еще целый ряд штучных фотопроектов. Например, "Россия глазами космоса". История такова. Когда наш космонавт Федор Юрчихин отправился в свой очередной полет, я его попросил: "Федор, сделай фотографии нашей страны с орбиты". Он основательно к этому подготовился, посоветовался с профессиональными фотографами и в итоге привез на землю флешку с уникальными снимками.

Был случай: волк, услышав звук срабатываемого затвора, набросился на фотокамеру. Потом, разглядывая этот кадр, меня многие спрашивали: а интересно, фотограф остался жив?

Еще один проект, реализованный совместно с РЖД, - "Россия из окна поезда". Будет также раздел с фотографиями, сделанными летчиками и с помощью беспилотных летательных аппаратов. Такого рода съемка позволяет заглянуть в самые заповедные, самые недоступные места, например, в кратеры действующих вулканов. В проекте "Олимпийская природа" мы познакомим посетителей выставки со снимками забавных животных, зрительно вызывающих ассоциации с зимними видами спорта. Русское географическое общество также представит проект "Арктика" с работами всемирно известного фотографа-путешественника Сергея Горшкова. Макромир природы, подводный мир, заповедники страны, гостевые выставки самых лучших фотографов-натуралистов, мастер-классы отечественных и зарубежных мастеров, встречи с популярными российскими путешественниками - все это лишь малая часть фестивальной программы.

Фестиваль еще не начался, а уже можно говорить о том, что он открыл много новых имен, талантливых и самобытных мастеров, снимающих природу. Вот два человека с Чукотки - Сергей Терещенко и Андрей Степанов, их работы вполне могут претендовать на самые высокие награды в самых престижных международных конкурсах. И таких самородков по стране великое множество. И то, что мы их нашли, представили их работы широкой публике, уже хорошо.

В кинозалах ЦДХ ежедневно будут демонстрироваться лучшие фильмы о природе, причем и здесь посетителей ждет немало сюрпризов. Вот, к примеру, документальная работа Светы Быченко из Екатеринбурга под названием "Братья и птицы", повествующая о своеобразных российских "братьях Маугли". И таких интересных фильмов, которые, увы, не показывает наше ТВ, мы собрали около сотни.

Заслуженный учитель страны, "человек-оркестр" Юрий Куньшин представит свою коллекцию музыкальных инструментов народов России, в которую входят трубы, гусли, балалайки, барабаны, колокола и бубенчики.

Девизом нашего фестиваля мы взяли слова Пришвина: "Природа может обойтись без культуры, а культура без природы быстро выдохнется".

Пригласим в Дом художника кружевниц из Вологды, привезем умельцев, которые покажут, как из бересты делать туески, из войлока валять валенки. Как прялка работала. Как лапти плели. Пусть дети видят и знают, это ведь тоже часть нашей истории.

- Я понимаю, что в этом случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но, тем не менее, расскажи о каких-то "фишках", "изюминках" фестиваля.

- Пожалуйста. Будет представлена фотография самого крупного в Арктике "птичьего базара", сделанная на Земле Франца-Иосифа Андреем Ершовым, ее размер девять метров на три. А в день, посвященный народам Севера, прямо на площади возле ЦДХ будут разбиты чукотские чумы, все желающие смогут прокатиться на оленьей упряжке.

- А это правда, что после Москвы фестивальные экспозиции объедут почти все субъекты РФ?

- Не только РФ, но еще и семьдесят стран мира, это уже согласовано с Россотрудничеством.

- Олег, вот ты мне честно скажи: тебе это для чего? Знаю, что проект твой затратный, никаких денег ты на нем не заработаешь. А головной боли много: собрать все, организовать, утрясти...

- Хм, но ведь ответ ты и сам знаешь. Я родился и вырос в сибирском селе. Я люблю родину и хочу, чтобы ее также любили все остальные. Многие горожане годами живут, не ведая о том, что где-то есть дремучие леса, прозрачные реки, ковыльные степи, снежные горы... Это наша страна, мы обязаны ее знать и любить. Когда я слышу, что про наш Горный Алтай говорят "ой, как здорово, будто Швейцария", то каждый раз думаю, а почему не наоборот, почему, находясь в Швейцарии, не вспоминают Алтай?

Я тебя уверяю: Россия по своему природному потенциалу, по ландшафтному разнообразию, по разным чудесам не имеет равных на земном шаре. Другое дело, что мы до сих пор не научились правильно всем этим распоряжаться. Нет инфраструктуры, нет качественных дорог, отелей, путеводителей, нет того культа живой природы, который, как я уже говорил, давно существует на Западе. Пусть наш фестиваль и будет крупным шагом в этом направлении.

- А ты сам как давно променял ружье на фотоаппарат? И какой зверь был твоей первой фотодобычей?

- Двенадцать лет назад. А первым объектом (или субъектом?) съемки был ты сам, помнишь нашу рыбалку на Ахтубе? В этой шутке есть доля правды: именно тогда я увлекся фотоохотой. С тех пор снимал и на Кавказе, и в воронежских степях, и в тверских лесах. Среди моих трофеев есть медведи, волки, олени, рыси, глухари, тетерева... Стараюсь снимать их в динамике, в движении.

- Но, погоди, как это сфотографировать рысь или волка? Это сколько же времени надо выслеживать такого зверя, чтобы, наконец, нажать на спуск?

- Бывает, что неделю и даже дольше. Иной раз приходится идти на всякие технические ухищрения. Я, например, сам придумал и сконструировал приспособление для дистанционной съемки, состоящее из микросхем, пультов, видеокамеры, монитора, поворотных устройств. Ставишь такую штуковину в нужном месте, а сам прячешься в километре от него и по видео смотришь, когда надо сделать нужный снимок. Был случай: волк, услышав звук срабатываемого затвора, набросился на фотокамеру. Потом, разглядывая этот кадр, меня многие спрашивали: а интересно, фотограф остался жив?

Самое трудное запечатлеть маленьких птиц. Этические нормы запрещают снимать их на гнезде. Например, есть такая птица - коростель-деркач, он живет в полях, прячется в высокой траве, близко никого к себе не подпускает. Я придумал вот что: записал его "голос" на магнитофон и стал таким образом коростеля подманивать. Он повелся. Но все равно боится, близко не подходит. Тогда я поставил в траве зеркало. И это сработало: он решил, что тут объявился соперник и стал бросаться на зеркало, на свое же отражение.

- Замечательное дело. Прекрасный и нужный проект. Считай, что в моем лице ты нашел преданного и верного союзника. Но вот вопрос: а как к такого рода идеям относятся руководители госструктур? Ты находишь у них поддержку?

- У руководителей - да. И в Совете Федерации, и в министерстве культуры, и в Русском географическом обществе, и в столичной мэрии. Первые лица понимают, насколько это важно. Однако когда доходит до конкретных исполнителей, то тут начинается канитель. Или не хотят заниматься решением текущих проблем или ждут каких-то выгод или хотят на других переложить ответственность. Вот эта инертность, это равнодушие чиновников - большая беда для России.