22.01.2014 06:55
    Поделиться

    Ученые: Политические пристрастия зависят от генов

    Наши политические пристрастия зависят от генов, а вовсе не определяются воспитанием и образованием. Эту сенсацию опубликовали в престижном научном журнале американские ученые Кевин Смит и Джон Хиббинг.

    Надо отметить, что они вовсе не первопроходцы в этой громкой теме. Ученые всегда хотели получить надежный инструмент, чтобы заглянуть в суть конкретного человека, иметь этакий "психологический рентген", чтобы, не мудрствуя лукаво, понять, кто есть кто. Когда-то знаменитый Ломброзо делал свои заключения по форме черепа человека. Увлечение "черепословом" стало тогда повальным, охватив Европу и Америку, но затем под натиском серьезных научных исследований было объявлено лженаукой. И вот новый бум вокруг сущности человека, теперь под флагом генетики. Десятки лабораторий по всему миру упорно пытаются разложить на составляющие венец природы и отыскать в огромном море генов маркеры гениальности, преступности, религиозности, политических взглядов и т.д.

    Свой сенсационный вывод о зависимости политических пристрастий от генов Смит и Хиббинг сделали, изучив 600 пар близнецов-американцев. Для эксперимента были выбраны пары, которые живут примерно в одной и той же социальной среде, с одними и теми же родителями. Изучались однояйцовые близнецы, у которых гены полностью совпадают, и разнояйцовые, у которых совпадение на 50 процентов. Что же выяснилось? У близнецов с абсолютно одинаковыми генами намного больше политических совпадений, чем у тех, чьи гены отличаются наполовину. То есть от генов зависит, будет у человека склонность, скажем, к авторитаризму и консерватизму, или, наоборот, к либерализму, широте взглядов на политику и жизнь.

    Надо отметить, что это не первое подобное исследование. Так, Джеймс Фаулер из Калифорнийского университета проанализировал, как на выборах президента США голосовали 2000 пар однояйцовых и разнояйцовых близнецов. Все участники эксперимента воспитывались вместе, различия внутри пары, связанные с социальными факторами, сводились к минимуму. Оказалось, разнояйцовые близнецы гораздо чаще голосовали по-разному, чем однояйцовые, которые в основном отдавали предпочтение какому-то одному из кандидатов.

    Джеймс Фаулер пошел дальше, он решил отыскать "политические" гены, которые могут быть ответственны за приверженность к либеральной или консервативной идеологии. Изучались два варианта ДНК, участвующие в выработке серотонина. Этот нейромедиатор отвечает как за чувство удовольствия, так и за появление стрессов и агрессии. Если гены работают исправно, обеспечивая высокий уровень серотонина, то у человека формируется подвижная нервная система, он более восприимчив к новизне, а значит, по мнению Фаулера, к либеральной идеологии. А если уровень серотонина низок, то человек стремится к стабильности, он приверженец всего старого, боится новизны. Это, по мнению Фаулера, прямой путь в ряды консерваторов.

    Неужели человек рождается с "партийным" билетом в кармане? А какой-то нейромедиатор задает программу всей жизни? Если с этим согласиться, то можно нафантазировать самые разные ситуации. Например, авторитарный правитель прикажет проверять гены рождающихся детей на "новизну" и "стабильность". После чего будущие якобинцы и вольнодумцы будут взяты на заметку и, к примеру, воспитываться в особых условиях. А может, им вообще "поправят" гены. И наоборот, в фавор от рождения попадут будущие Скалозубы и Победоносцевы. К счастью, человек не так прост, а генетика пока не столь всемогуща, чтобы при рождении человека предсказать его политические пристрастия.

    - На самом деле генетика определяет не политические взгляды, а темперамент человека, - сказала корреспонденту "РГ" заведующая кафедрой психогенетики психологического факультета МГУ Марина Егорова. - От генов действительно зависит склонность к поиску новизны и даже риску, стремление к стабильности, к награде, избеганию наказания и т.д. Все это определяет склад личности человека, он может быть по натуре более осторожным, приверженцем традиций или, наоборот, стремиться к изменениям, даже к экстриму. Исходя из этого, могут формироваться жизненные позиции, в том числе и политические убеждения.

    Но Марина Егорова особо подчеркивает, что хотя каждый из нас выходит в мир со своим индивидуальным набором генов, но это вовсе не означает, что его будущее предопределено, что обладатель определенного типа темперамента обязательно будет только либералом, а другой консерватором. Это было бы слишком просто для человека. Нет, он не слепой исполнитель заложенной в него программы. Тем более что она не жесткая, а имеет много степеней свободы. Выбор жизненной позиции, выбор политических предпочтений зависит от множества внешних факторов, и в первую очередь от среды, в которой живет данный конкретный человек.

    Иными словами, гены задают потенции будущей личности, вероятности тех или иных качеств. В том числе и политических пристрастий. А вот каковы эти вероятности? С какой вероятностью человек с геном новизны станет либералом, а с геном стабильности консерватором? Наука не дает ответа. Кстати, тот же Джеймс Фаулер считает, что гены примерно на 20 процентов определяют политическую активность и на 10 процентов политическую ориентацию.

    По словам Егоровой, наука уже собрала немало любопытных данных, которые связаны со своеобразием темперамента. Например, взятые в новую семью в возрасте нескольких недель приемные дети, вдруг начинают в подростковом возрасте проявлять криминальное поведение. Оказывается, такая склонность была у их биологических родителей. Сразу был сделан вывод, что криминал наследуется. На самом деле наследуется особенность темперамента биологического родителя. "У психологов есть понятие - трудный темперамент, - говорит Егорова. - Это дети, которые тяжело ко всему привыкают, плачут по ночам и т.д. С ними родителям трудно, поэтому в семье они нередко психологически отторгаются, они нелюбимые. И тогда находят компанию на стороне, чаще всего это такие же трудные дети, нередко из преступной среды. Но повторяю, наследуется не криминал, а трудный темперамент. В зависимости от среды он может привести к криминалу, а может никак не проявиться, и человек проживет вполне нормальную жизнь".

    Кстати

    Мировой сенсацией стала в свое время статья в журнале "Nature" английского генетика Патрисии Джекобс о том, что дополнительная Y-хромосома у мужчины делает его преступником. И сразу адвокаты, защищающие преступников с синдромом дубль-Y, стали требовать снисхождения к своим клиентам, мол, "лишняя хромосома" толкает человека на правонарушения. В Англии, Канаде, Дании, США началось массовое генетическое обследование "конфликтных детей" и "трудных подростков". По мнению авторов идеи, это должно было привести к снижению уровня преступности.

    Потребовалась целая серия новых исследований, чтобы остановить этот поход против "плохой хромосомы". Главный вывод: ее наличие не делает людей преступниками. Даже если они нарушают закон, то совершают это точно так же, как в подобных случаях действуют преступники с нормальным набором хромосом. В итоге "охота на врожденных преступников" закончилась. Более того, в учебниках западных медколледжей этот синдром упоминается как одно из отклонений, часто встречающееся вовсе не у преступников, а у игроков NBA! Это еще раз говорит, что человек не рождается преступником. Но есть генотипы с определенной социальной ориентацией. В определенных условиях одного человека она толкнет на преступление, а в других он не совершит его никогда.

    Поделиться