Об этом и многом другом в интервью "РГ" рассказал глава администрации района Денис Новиков.
Денис Александрович, вы возглавили район всего полтора месяца назад. Насколько удалось погрузиться в проблемы территории? У вас уже есть понимание, почему Советский район в последние годы всегда был в отстающих с точки зрения уборки снега, других коммунальных проблем?
Денис Новиков: До того, как возглавить район, я работал в департаменте жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода, поэтому большая часть проблем, связанных с содержанием территории, состоянием жилищного фонда, мне была известна. Кстати, и глава администрации города Олег Кондрашов перед моим назначением в качестве основных задач назвал решение вопросов теплоснабжения многоквартирных домов и повышение качества уборки дорог. Основная масса обращений жителей касается именно этих проблем.
Что касается уборки снега, одна из причин возникающих проблем - отсутствие муниципального предприятия, которое занималось бы этим. В большинстве районов такие предприятия удалось сохранить с советских времен, они подчиняются администрации, легко управляются и контролируются, есть финансовая прозрачность. Как следствие - качество работы выше.
В Советском районе такое предприятие обанкротилось. В итоге здесь работал один частный подрядчик. При всем уважении к коммерческим организациям понятно, что основная их задача - получение прибыли. Рычагов воздействия на них у властей не очень много. Можем применить штрафные санкции, но реально дороги от этого лучше убираться не будут, это показал опыт прошлых лет. Поэтому считаю, что муниципальное предприятие по уборке улично-дорожной сети должно быть воссоздано.
Когда это может произойти, есть ли в бюджете ресурсы для создания предприятия?
Денис Новиков: Этот вопрос уже обсуждался с главой администрации города, он поддержал нашу идею. Стоит задача создать предприятие к следующей зиме. Отмечу, что уже в этом году нам удалось уйти от схемы с работой в районе одного подрядчика. Половину территории сейчас убирает муниципальное предприятие Канавинского района, ему отданы все дороги категории "А" - это проспект Гагарина, улицы Ванеева, Бекетова, Окский съезд.
Частник обслуживает оставшиеся 45 процентов территории, дороги категории "Б" и "В". При этом количество техники и персонала у них осталось тем же, то есть свои участки они могут убирать гораздо лучше. Порой получаем звонки от благодарных граждан - в этом году стали чистить дороги, которые раньше вообще не убирались. В основном, это проезды между дворами.
В результате применения такой схемы появилась хоть какая-то конкуренция между подрядчиками. Плюс к этому мы ужесточили спрос с них.Я сам дважды в день объезжаю район, смотрю за качеством уборки снега. Также этим занимаются мой первый заместитель, и замначальника управления ЖКХ. Ежедневно проводим заседания штаба, на котором оцениваем, как подрядчики поработали ночью, ставим задачу на день. В 16.00 подводим итоги дневной работы, ставим задачу на ночь.Первые результаты этой работы уже заметны - убирать улицы стали чуть лучше.
Есть еще одно нововведение - дороги категории "А" с этого года обрабатываем реагентом, а не пескосоляной смесью. Возможно, будем им обрабатывать и пешеходные зоны, тротуары, на этот счет пока ведем переговоры с подрядчиком. Правда, такой метод в 6-7 раз дороже, зато и качество совершенно иное, и нет грязи.
На сколько больше техники, людей работает на уборке улиц в этом году по сравнению с прошлым?
Денис Новиков: Для муниципального предприятия Канавинского района закупили 25 единиц техники предназначенной только нашей территории. Она постоянно базируется здесь, и потом ее передадут муниципальному предприятию Советского района. Пока не до конца решен вопрос с комплектованием штата водителей - посреди сезона все уже устроены, но думаю, что и эту проблему мы скоро решим.
А в будущем году, когда у нас появится свое коммунальное предприятие, оно должно стать основным подрядчиком. Все частные компании будут привлекаться уже на условиях субподряда для очистки тротуаров, дворов. Такая схема позволит нам без проведения конкурсов оперативно расторгать договоры с нерадивыми подрядчиками и привлекать новых.
Как обстоят дела с уборкой территории домов, обслуживаемых не районной ДУК, а небольшими УК и ТСЖ? Зачастую у них нет своей техники, ее надо привлекать со стороны, кто-то справляется с этим нормально, а где-то люди неделями ждут, когда почистят проезд между домами.
Денис Новиков: Для всех новостроек УК выбираются по конкурсу, который проводит муниципалитет. В условиях конкурса прописано, что компании обязаны надлежащим образом содержать придомовую территорию, но действительно, есть разные примеры, и когда люди справляются со своей работой, и когда могут вообще ничего не делать, а только собирать с людей деньги. Способ воздействия на таких один - привлечение руководителей к административной ответственности.
Куда могут пожаловаться люди?
Денис Новиков: В административно-техническую инспекцию (АТИ), это их компетенция. Есть правда проблема - часто штраф накладывается на организацию, и те же председатели ТСЖ могут выплатить его со счета товарищества. Поэтому мы ориентируем районную АТИ на персональное наказание руководителей.
Во время работы в мэрии вы плотно занимались вопросами теплоснабжения. Как в этой сфере обстоят дела в районе?
Денис Новиков: Под моим руководством была создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации, ДУКа, "Теплоэнерго". В течение трех недель мы отработали 84 дома - все, по которым поступали жалобы от жителей с начала отопительного сезона. Решили пройти комиссией все дома, чтобы разобраться в причинах проблем и на месте их решить.
Мой первый заместитель - специалист по теплоснабжению, один из лучших в городе, он лично вникал в ситуацию по каждому дому. Где-то надо было поджать трубы в подъезде, где-то изменить гидравлику, где-то проверить наличие воздуха в стояках. Работали в том числе и в выходные. Например, в позапрошлую субботу поступил вызов из дома по адресу Генкиной, 100 - у людей по стояку не было теплоснабжения. Мы тут же создали комиссию, в которую вошли мой первый заместитель и директор ДУК, все прибыли на место и разбирались в проблеме - с 18.00 до 23.30. В итоге теплоснабжение по стояку дома было восстановлено. Оказалось, что в одной из квартир была ограничена подача теплоносителя.
По большинству домов вопрос решен, но кое-где проблема пока не снята. В основном это связано с необходимостью капремонта системы теплоснабжения, когда простой регулировкой добиться эффекта не получается. Средств на капремонт пока нет.
Часто люди сами решают проблемы с теплом, устанавливая новые батареи…
Денис Новиков: Действительно, еще одна проблема - переоборудование системы теплоснабжения в квартирах. Люди ставят дополнительные секции батарей, теплые полы, подключенные к системе теплоснабжения. Если такие работы ведутся без согласования, они незаконны, это административное правонарушение.
С другой стороны понятно, что люди делают это не от хорошей жизни. Допустим, температура в доме соответствует нормативу 18 градусов, но человеку все равно не комфортно. Вместо того, чтобы обратиться к специалистам и попробовать отрегулировать систему всего дома, ставятся дополнительные радиаторы. Второй момент - это низкая энергоэффективность старых домов, плохая теплоизоляция. Часть проблем можно было бы решать не через "Теплоэнерго", а за счет утепления конструктивных элементов. Но провести такую работу сразу по всем домам не позволяют средства.
Сейчас часто можно увидеть, особенно на хрущевках, такие заплатки из утеплителя, охватывающие одну или несколько квартир. Эти работы ведет ДУК или жильцы самостоятельно утепляются?
Денис Новиков: Кто-то может и сам сделать, но обычно все-таки занимается ДУК. Почему кусками. Такие работы делаются за счет средств текущего ремонта, на весь дом их не хватает. Поэтому в первую очередь утепляются квартиры, где ситуация наиболее сложная - промерзают стены, появляется грибок и так далее. Проблема - в общем состоянии жилого фонда, капремонт которого по всему городу оценивается в 70-80 миллиардов рублей. Понятно, что в одночасье провести работы везде не получится, но постепенно мы решаем эти проблемы.