Поделиться

Эксперт: Счетчики тепла в Нижнем Новгороде окупятся за счет экономии

Социальные психологи должны сказать большое спасибо авторам законов: они регулярно поставляют ученым отличные поводы для изучения реакций народных масс на ту или иную проблему. Очередной случай произошел недавно - он связан с установкой коллективных приборов учета.

"Я хочу фырфырфыр"

Психологи вновь смогли убедиться: чем более отдалена от насущных проблем человека какая-либо проблема, тем меньший интерес она вызывает. Но, если вдруг проблема становится неожиданно близкой, первая реакция человека - не разобраться в ее причинах, а громко воскликнуть: "Уберите! Я это не заказывал!" Что-то вроде фотографии, ставшей хитом интернета, где под изображением сладко потягивающейся лисы стоит надпись: "Я лиса и я ничего не хочу делать. Я хочу фырфырфыр…" Вот это "фырфырфыр" общество демонстрирует с завидной периодичностью.

Недавний случай - обращение жителей нескольких домов Нижнего Новгорода в управление федеральной антимонопольной службы с жалобами на компанию "Теплоэнерго" за то, что в их квитанциях на оплату ЖКУ появилась новая строчка: установка коллективного прибора учета. Сумма в ней невелика, меньше 100 рублей, однако возмущение жителей связано с тем, что им навязывают "не заказанную" ими услугу.

Закон проигнорирован?

В соответствии с этими обращениями УФАС возбудило дело против "Теплоэнерго". Впрочем, на языке чиновников это означает лишь, что обращения жителей, как это и положено, взяты в работу. Будет ли УФАС выдвигать аргументированные обвинения против энергетиков - покажет время. Делать ставки относительно исхода дела мало кто возьмется, поскольку ситуация с установкой счетчиков слишком запутана и на сегодняшний момент не выгодна никому - ни энергетикам, ни жителям. При этом в отдаленной перспективе жильцы домов должны получить материальные бонусы в виде экономии расходов на тепло, а энергетики - укладывать свои расходы ровно в те суммы, какие жильцы домов реально тратят на отопление своих квартир.

Напомним, федеральный закон № 261 обязал жильцов многоквартирных домов установить коллективные приборы учета ресурсов в срок до 1 июля 2012 года. Однако это требование стало той самой малозначительной проблемой, о которой 99% населения предпочло благополучно забыть. Несмотря на массовую информационную компанию, подробные разъяснения во всех СМИ - от газет до интернета - большинство граждан в ответ на вопрос: "Почему вы не установили в своих домах КПУ?" говорили: "Я понятия не имел, что это нужно делать". Но даже те, кто обратил внимание на требования законодательства, сочли, что ситуация разрешится сама по себе, без их участия.

По большому счету, к дате "1 июля 2012 года" оснащены приборами учета были лишь новостройки, где счетчики ставились по умолчанию, а стоимость их инсталляции входила в общую цену квартиры, и ТСЖ - здесь председатели товариществ собственников жилья предпочли выполнить требования законодательства.

"Для ресурсоснабжающих организаций счетчики не выгодны"

Государство, дав жильцам домов еще год на раздумья, с 1 июля 2013 года обязало ресурсоснабжающие организации оборудовать многоквартирные дома коллективными приборами учета - разумеется, с возложением всей "материальной ответственности" на жителей домов.

- Я хочу подчеркнуть: для всех ресурсоснабжающих организаций счетчики не выгодны, - говорит заместитель главы администрации города Андрей Чертков. - Нормативы потребления у ресурсных организаций намного выше, чем по показаниям счетчиков. Они несут потери в доходной части. А необходимость устанавливать счетчики для той же компании "Теплоэнерго" может снизить оборот на 20 процентов, так что говорить, что компания "наживается" на народе, неверно.

Чтобы выполнить требования законодательства, "Теплоэнерго" провело тендер и выбрало поставщика оборудования - им стал Арзамасский приборостроительный завод. В течение нескольких месяцев коллективные приборы учета появились более чем на 1700 многоквартирных домов города, при этом общая стоимость установки приборов учета на каждом доме отличалась в разы.

Собственно, это и стало главной причиной, по которой жильцы части домов приняли решение пожаловаться в УФАС: стоимость установки счетчиков на их домах оказалась выше, чем они предполагали.

Дома одинаковые, но разные

Специалисты УФАС отметили: цена действительно превышает среднерыночную. Впрочем, тут же оговорились: среднюю по рынку стоимость они определяли исходя из внешних данных - схожести этажности дома, метража квартир, времени ввода строения в эксплуатацию. Между тем, в реальности два совершенно одинаковых здания могут кардинально отличаться в своей инженерной части: в советское время, когда большинство жилых домов вводилось в эксплуатацию, проблема экономии ресурсов не стояла. Поэтому один дом может иметь несколько вводов тепла - и на каждый необходимо ставить счетчик.

- Есть дома, где достаточно одного счетчика, а есть те (я сам бы не поверил, если бы не увидел своими глазами), где необходимо устанавливать семь счетчиков, - говорит директор домоуправляющей компании Нижегородского района Игорь Гетманский. - Причем внешне и один, и другой дом выглядят совершенно одинаково, при этом внутри технологически абсолютно разные.

Словом, определение средней по рынку цены необходимо проводить с привлечением экспертов по инженерной инфраструктуре - без специалистов разобраться в тонкостях довольно сложно. Более того - даже сама стоимость коллективно прибора учета может заметно варьироваться в зависимости от состояния дома и подготовленности инженерных сетей.

- В основу ценообразования легли два параметра: первый - наличие или отсутствие горячего водоснабжения; второй - площадь дома. Как правило, чем больше дом, тем больше вводов, больший диаметр труб, для обеспечения учета требуется большее количество приборов, соответственно больше затрат по их монтажу. На основании различных типов домов и этих двух параметров мы разработали несколько десятков вариантов узлов учета, - говорит Александр Карпенко, представитель Арзамасского приборостроительного завода. - В узел учета может входить много приборов и дополнительного оборудования. Кроме того, в стоимости установки учитывается обследование дома, проектные работы, комплектующие узла учета (в том числе датчики температуры, датчики давления и пр.), монтаж всего этого оборудования, согласования, сдача в эксплуатацию, пятилетняя гарантия.

Поэтому обвинять "Теплоэнерго" в том, что в части домов стоимость установки приборов учета оказалась выше среднерыночной, довольно нелогично: в другой части домов эта цена стала ниже среднего.

Всем поровну!

Более того: чтобы уравнять позиции всех жильцов (поскольку никто из нижегородцев не виноват, что его дом, например, тридцать лет назад оборудовали семью вводами тепла, на каждый из которых теперь приходится ставить счетчик), в "Теплоэнерго" подсчитали общие расходы на установку КПУ во всех домах, и разделили их на количество квадратных метров в тех же домах. В итоге получилась цифра - 1,76 рубля в месяц за квадратный метр в домах, где существует централизованный подвод горячей воды, и 1,36 рубля там, где горячей воды нет.

Напомним, закон обязывает ресурсоснабжающие организации предоставить гражданам рассрочку на 5 лет - поэтому итоговые суммы ежемесячной выплаты оказались не слишком высокими. Кстати, если сравнивать расходы жителей ПФО на установку счетчиков, то Нижегородская область окажется в "крепких середняках". Действительно, есть регионы, где средняя стоимость установки коллективных приборов учета немного ниже, чем в Нижнем Новгороде, но существуют и регионы, в которых жители в течение пяти лет будут вынуждены выплачивать по 4,5 рубля с квадратного метра.

По словам Татьяны Вепрецкой, члена экспертной комиссии комитета жилищно-коммунального хозяйства Госдумы, члена экспертной группы по ЖКХ и городскому устройству при председателе Совета Федерации, причина столь явного разброса - в разном уровне эффективности менеджмента и отличиях в подходах к выбору качества приборов учета. Татьяна Павловна считает: регионы, сделавшие ставку на дешевые приборы учета, пожертвовали их долговечностью - то есть через некоторое время жильцы будут вынуждены платить либо за ремонт КПУ, либо за его замену, тогда как в Нижнем Новгороде на КПУ действует пятилетняя гарантия.

- В отличие от этих регионов, в Нижнем Новгороде действует комплексная программа, которая позволяет снизить затраты на приобретение, установку и проектирование КПУ, - говорит она, - что комфортно отражается на потребителях. Регионы у нас разные: где-то выполняют Федеральный закон, где-то игнорируют. "Теплоэнерго" - одна из тех компаний, которая строго выполняет законодательство, и, тем самым, ей позволительно принимать решения по модернизации и улучшать качество своего ресурса.