Напомним, впервые о тяге мурзинцев к прямому самоуправлению "РГ" поведала полгода назад ("Экономика УрФО" от 26.06.13). Случай казался уникальным, но вскоре и в поселке Билимбай заговорили об отделении от Первоуральска ("РГ-Неделя" от 27.08.13), и стало понятно: перед нами тенденция. Мелким поселениям некомфортно в рамках городских округов, на них у муниципалитета нет ни времени, ни денег, ни компетентных управленцев.
- На Среднем Урале сложилась уникальная ситуация, которая противоречит здравому смыслу: 68 из 94 муниципалитетов - это городские округа, своеобразные "матрешки" с прицепленными к городам сельскими поселениями. Последние лишены шансов на развитие. Для сравнения: в соседней Курганской области из 450 муниципалитетов всего два городских округа - Курган и Шадринск, - комментирует Виктор Горб, профессор Уральского института Российской академии народного хозяйства и госслужбы.
Парадокс в том, что в такой ситуации оказались не только "медвежьи углы", но и поселения, расположенные всего в 30-60 километрах от Екатеринбурга. Не один год они развивались стихийно, в основном за счет дачников, пока не столкнулись с рядом серьезных проблем: изношенные электросети, разбитые дороги, отсутствие социальной и культурной инфраструктуры.
Деревня - городу
- Не должно быть разделения "деревня - город", все территории муниципалитета равны. То, что видим сегодня, - чисто потребительская позиция: о Мурзинке вспоминают, когда надо пополнить бюджет ГО за счет продажи земли. В 2011 году округ выделил деревне всего 60 тысяч рублей на закупку щебня, в 2012-м - 110 тысяч на ликвидацию свалки. И все, - говорит Владимир Бормотов, член инициативной группы жителей.
По его мнению, от непродуманного развития территории страдают не только люди, но и сама администрация: она теряет авторитет в глазах населения, а земля - рыночную привлекательность в глазах инвесторов.
Действительно, основной доход в Мурзинке муниципалитет получает за счет продажи и аренды участков. Однако мнение, что деревня кормит город - не более чем заблуждение, парируют в управлении имущества городского округа. Так, в 2012 году Среднеуральск заработал на реализации земли 43,4 миллиона рублей, из них доля Мурзинки - всего 9 202 рубля. От аренды удалось выручить 21 тысячу рублей. И это почти на 650 дворов! Причина в том, что дачники не оформляют землю и дома в собственность либо регистрируют льготные виды использования наделов. Плюс много случаев самозахвата. Выездные проверки с участием БТИ не всегда результативны.
Среди других факторов, ограничивающих развитие деревни - отсутствие участков, свободных от прав третьих лиц. Так, по документам земля под заброшенной школой принадлежит УрО РАН, а давно не работающий свинарник - ГУФСИН. Надо заметить, что эта проблема касается не только Мурзинки: по всей России регионы через суды пытаются вовлечь в оборот невостребованные федеральные активы и земли сельхозназначения, однако механизм еще настолько не отработан, что позволяет землепользователям злоупотреблять своими правами.
Кто наполнит кошелек
Отдадим должное чиновникам Среднеуральска: если их коллеги в Первоуральске, по сути, отмахнулись от претензий билимбаевцев, отправив их собирать подписи за "самостийность", на берегах Исетского озера пошли по пути формирования экономической программы развития отдельно взятой деревни.
Предстоит не просто разработать кратко- и среднесрочный планы, но и прописать реальные источники финансирования, не уповая особо на бюджет: согласно проекту программы развития Среднеуральского ГО до 2020 года, из 53 миллиардов рублей инвестиций муниципалитет готов взять на себя 8,8 миллиарда. Остальное планируется возложить на плечи екатеринбургского бизнеса, активно осваивающего город-спутник.
- Лично я вижу в качестве резервных источников финансирования тарифы на техприсоедение новых объектов. А также областные целевые программы газификации сел и строительства дорог, в которые может вступить муниципалитет, гарантировав собственные вложения в объеме от 30 до 50 процентов стоимости проектов. Развитие торговли, сотовой связи, зон отдыха можно отдать бизнесу, предоставив ему землю на льготных условиях, - рассуждает житель Мурзинки Юрий Кудинов.
Текущие расходы предлагается оплачивать частично из бюджета ГО, частично - за счет самообложения жителей. Сегодня в Мурзинке добровольные взносы составляют 2 тысячи рублей с участка в год, реально собирается 50-70 процентов. Если же деревня перейдет на прямое самоуправление, исполнительный орган сможет взыскивать с должников взносы через суд. В перспективе еще одним денежным ручейком сможет стать обязательное страхование дач - соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме.
Товарищи на балансе
Помимо стратегии, Мурзинке необходимо определиться с формой прямого самоуправления. Согласно 131-ФЗ это может быть референдум, сход, правотворческая инициатива, конференция делегатов, территориальное общественное самоуправление (ТОС), публичные слушания.
- Если исходить из поставленных целей, для Мурзинки оптимальным является ТОС. В качестве самостоятельного муниципалитета деревне будет тяжело получить финансирование: согласно бюджетным методикам, объем расходных средств определяется количеством дорог, домов, населения территории. В Мурзинке дороги не стоят на балансе, а официально зарегистрированы по месту жительства лишь 57 человек, - комментирует Ульяна Чернышева, начальник юротдела администрации Среднеуральского ГО.
По словам специалиста, существует два вида ТОС: без образования юрлица и с таковым. В первом случае достаточно зарегистрироваться в местной администрации - и уже можно выдвигать на рассмотрение главы округа или Думы свои инициативы. Однако такая форма не предполагает отдельного счета, сбора взносов населения, предоставления платных услуг. У юрлица полномочия более широкие, вплоть до разработки нормативных актов, внесения изменений в бюджет и муниципальные программы. Принять решение о создании ТОС и избрании совета по закону могут только граждане, постоянно проживающие на территории. А вот подчиняться требованиям ТОС обязано все население, в том числе дачники и туристы.
- Я бы для начала посоветовала создать ТОС без образования юрлица, посмотреть, насколько оно жизнеспособно, а через 3-6 месяцев принимать более серьезное решение. Ведь на обеспечение работы юрлица нужны деньги: открыть счет в банке, нанять бухгалтера, заказать печать, оргтехнику... К тому же регистрация устава в Минюсте - процесс непростой, - замечает Ульяна Чернышева. - В Свердловской области пока нет ни одного ТОС в статусе юрлица, между тем в Москве, Тюменской области и ХМАО они очень активны. Мы готовы помочь жителям Мурзинки в методическом плане. Главное, чтобы у них запал не иссяк: само по себе образование ТОС не гарантирует, что завтра граждане начнут добросовестно платить взносы и регистрировать недвижимость.
Кстати, в Билимбае дело тоже сдвинулось с мертвой точки. Идейного вдохновителя движения "Билимбаевцы" Александра Гильденмайстера недавно назначили главой поселковой администрации. Чиновники будто сказали "лидеру сепаратистов": критиковать все умеют, а вот попробуй сделай что-нибудь сам в рамках действующего законодательства! "РГ" будет следить за дальнейшим развитием ситуации в Мурзинке и Билимбае.
Борис Тарасов, глава Среднеуральского ГО:
- Мы обратились к студентам, потому что надеемся на нестандартный подход к теме. Молодежи, возможно, не хватает конкретных знаний, но у нее очень много креативных идей. Если их наложить на крепкую методическую базу, может появиться документ, который окажется полезным не только Среднеуральску, но и другим муниципалитетам, у которых схожие проблемы.
Наталья Коротина, заведующая кафедрой экономики и финансов Челябинского филиала РАНХиГС:
- Ключевые проблемы местного самоуправления в России - недостаточность доходной базы местных бюджетов, а также неэффективность взаимодействия муниципальных районов и городских округов с городскими и сельскими поселениями в их составе. Невозможно достичь подлинной финансовой самостоятельности поселений, не изменив отношение к ним как к базовому уровню местного самоуправления. Для этого необходимо, во-первых, существенно увеличить долю собственных источников в доходах бюджетов поселений. Основным резервом здесь является НДФЛ. Во-вторых, установить процедуры прямого включения поселений в областные целевые программы.