Коммунальный омбудсмен рассказал, как защитить права в сфере ЖКХ

Проект общественного контроля "Коммунальный омбудсмен" был отмечен региональными властями как одна из наиболее ярких социальных инициатив прошедшего года. Руководитель проекта Анатолий Вершинин делился опытом работы на всероссийском жилищном форуме в Ярославле. В интервью "РГ" коммунальный омбудсмен Челябинской области рассказал, как бороться с нерадивыми управляющими компаниями, сделать свои дома и дворы более удобными и комфортными.

Анатолий Сергеевич, откуда у вас появился интерес к коммунальному хозяйству?

Анатолий Вершинин: Все началось, когда я жил в Копейске. Дом у нас был новый, в ремонте практически не нуждался. Мне стало интересно, как расходуются деньги, которые мы платим управляющей компании. Однако УК не пожелала предоставить никаких отчетов. Меня, как и многих жильцов, такая ситуация не устраивала. В итоге мы отказались от услуг управляющей компании и создали товарищество собственников жилья (ТСЖ). Опыт оказался удачным. Три года я занимался общественной деятельностью в сфере ЖКХ, а в 2013 году родился этот проект.

Чем занимается коммунальный омбудсмен?

Анатолий Вершинин: Прежде всего надо сказать, что это не отдельный человек, а общественное движение. Оно решает две главные задачи. Первая - это организация давления на жилищные организации с целью заставить их добросовестно выполнять свои обязанности. Вторая задача - образовательная. "Коммунальный омбудсмен" объединяет жильцов-активистов, которые делятся своим опытом, проводят семинары. У нас есть свой экспертный совет. В двух районах Челябинска - Металлургическом и Тракторозаводском - мы создали ассоциации собственников жилья. В этом году планируем выпустить брошюры с рассказом о том, как грамотно отстаивать свои права. Радует, что проект помогает конкретным людям: где-то жильцам удалось вернуть "потерянные" УК деньги, где-то отремонтировать дом, благоустроить двор.

По общему мнению, ЖКХ -одна из самых проблемных сфер нашей жизни. Вы нашли ответ, почему так получается?

Анатолий Вершинин: Тут все просто: новый Жилищный кодекс разрешил создавать частные управляющие компании, а жильцы оказались к этому не готовы. Многие до сих пор плохо представляют, как они могут повлиять на деятельность тех же УК. Ситуацией воспользовались недобросовестные предприниматели - они возглавили управляющие компании, которые собирают деньги с населения, а жилищно-коммунальные услуги не оказывают либо делают это из рук вон плохо. В результате инфраструктура ЖКХ продолжает ветшать, проблемы не решаются, а рентабельность коммунальных предприятий доходит до 40-50 процентов. А это немалые суммы - годовой оборот крупных челябинских компаний достигает 150-200 миллионов рублей.

Могут ли власти как-то повлиять на эту ситуацию?

Анатолий Вершинин: Некоторые рычаги воздействия у них, конечно, есть. Но сами подумайте: способны ли несколько десятков человек, работающих в жилищных управлениях того же Челябинска, решить все проблемы, возникающие у жителей миллионного города? Они не в состоянии это сделать физически. Кроме того, по закону власти не могут вмешиваться в отношения горожан с управляющими компаниями. Конечно, есть жилищная инспекция, прокуратура, полиция, суд, наконец. Но прежде чем туда обращаться, надо как минимум выявить нарушения, собрать документы, написать заявление. И тут на помощь как раз придут общественники. К слову, руководство Челябинской области заинтересовано, чтобы все проблемы, которые возникают в коммунальной сфере, решались цивилизованным путем, а не приводили к массовому недовольству, стихийным акциям.

В прошлом году вы впервые составили антирейтинг челябинских управляющих компаний. Зачем?

Анатолий Вершинин: Это один из способов давления на нерадивые УК. Мы открыли горячую линию и несколько месяцев принимали звонки от горожан с жалобами на работу управляющих компаний. В итоге СМИ обнародовали "хит-парад" - первая десятка УК, на которые поступило больше всего нареканий от челябинцев.

А есть вообще в Челябинске коммунальщики, которые честно работают?

Анатолий Вершинин: Хороший вопрос. У нас есть сведения, что на некоторые управляющие компании, в основном небольшие и средние, люди вообще не жаловались. Мы решили по своим каналам к ним присмотреться, проверить информацию. Думаю, полгода мы понаблюдаем, а летом составим новый рейтинг - самых добросовестных управляющих компаний города.

Как еще вы воздействуете на УК?

Анатолий Вершинин: Все зависит от ситуации. Меры бывают разные - вплоть до митингов и пикетов недовольных жильцов. При необходимости подключаем правоохранительные органы.

Однажды вы даже штурмовали офис одной из компаний...

Анатолий Вершинин: Штурм - это громко сказано. На самом деле мы решили помочь жильцам наладить с руководителями управляющей компании общение, от которого они настойчиво отказывались. В назначенный день мы собрали жильцов и в присутствии СМИ предложили вступить сторонам в открытый диалог. Однако, вместо того чтобы выйти к народу и разъяснить свою позицию, руководители УК вызвали охрану. Впрочем, эта акция зря не прошла. Насколько мне известно, компания уволила начальника ЖЭК. Да и к жалобам жильцов стала относиться внимательнее.

Чем больше всего недовольны южноуральцы?

Анатолий Вершинин: На первом месте - рост коммунальных и жилищных тарифов, на втором - хамство и грубость персонала, на третьем - отсутствие отчетов о расходовании управляющими компаниями средств. Когда мы анализировали эту статистику, больше всего удивила вторая позиция. Жалобы на невежливость сотрудников - от дворника до управляющего - встречались чаще, чем жалобы на протекающую крышу и облупившиеся стены в подъезде.

Зачастую грязные подъезды, неухоженные дворы - это не только "результат" работы управляющих компаний, но и образа жизни самих жильцов. Что делать в этом случае? Менять менталитет?

Анатолий Вершинин: Главное - понимать, что проблемы сами по себе не решатся. И, если мы хотим жить в чистом доме, иметь благоустроенный двор, надо менять свое поведение, не быть равнодушным. Бывают удивительные случаи: в подвале дома год бежала вода, и никому не было до этого дела. Приехал слесарь - подтянул кран и решил проблему за пять минут. Или, скажем, жители жалуются, что соседи выставляют мешки с мусором в подъезде. Так попросите их этого не делать. Ведь подъезд - территория общего пользования. Позволять здесь мусорить - все равно что разрешать соседям грызть семечки у себя в коридоре.

Многие обеспокоены ростом стоимости услуг ЖКХ. Может ли в этом чем-то помочь коммунальный омбудсмен?

Анатолий Вершинин: Цены в ЖКХ складываются из двух составляющих: это коммунальные тарифы и услуги, которые нам оказывают управляющие компании. Уверен, в будущем мы сможем поднять и вопрос обоснованности тарифов. С управляющим компаниями проще - как я уже говорил, надо не давать им спуску, установить за ними тотальный контроль, а при необходимости менять. И в этом источник экономии наших денег.

Ключевой вопрос

Вы как-то сказали, что мало выбрать управляющую компанию, надо уметь ее воспитывать. Как это сделать?

Анатолий Вершинин: Прежде всего нужно создать инициативную группу, в одиночку что-то изменить очень трудно. Потом составить список наиболее важных проблем и схему их решения. Более подробные консультации можно получить у нас. Есть несколько принципиальных моментов, на которые следует обратить внимание. Так, к примеру, все расходы на ремонтные работы должны быть утверждены собственниками жилья. Зачастую управляющие компании доверяют ремонт "своим" фирмам, которые делают работу процентов на 20-30, а остальные деньги присваивают. В новом доме я бы рекомендовал создавать ТСЖ, а в старом надежнее иметь дело с УК. Но в любом случае собственникам жилья следует проявлять бдительность. К тому же ТСЖ по логике нет смысла воровать деньги у самих себя. Но иногда у председателей товариществ начинает "кружиться голова". Поэтому активистам надо наладить систему контроля за расходованием общих средств.

Досье "РГ"

Анатолий Вершинин родился в 1985 году в Копейске. Закончил исторический факультет Челябинского государственного университета. Работал заместителем председателя молодежной палаты при Законодательном собрании, занимался общественно-политической деятельностью. С 2013 года - руководитель проекта "Коммунальный омбудсмен".

Контакт

Телефон горячей линии проекта "Коммунальный омбудсмен": (351) 267-96-63.