Анатолий Сергеевич, откуда у вас появился интерес к коммунальному хозяйству?
Анатолий Вершинин: Все началось, когда я жил в Копейске. Дом у нас был новый, в ремонте практически не нуждался. Мне стало интересно, как расходуются деньги, которые мы платим управляющей компании. Однако УК не пожелала предоставить никаких отчетов. Меня, как и многих жильцов, такая ситуация не устраивала. В итоге мы отказались от услуг управляющей компании и создали товарищество собственников жилья (ТСЖ). Опыт оказался удачным. Три года я занимался общественной деятельностью в сфере ЖКХ, а в 2013 году родился этот проект.
Чем занимается коммунальный омбудсмен?
Анатолий Вершинин: Прежде всего надо сказать, что это не отдельный человек, а общественное движение. Оно решает две главные задачи. Первая - это организация давления на жилищные организации с целью заставить их добросовестно выполнять свои обязанности. Вторая задача - образовательная. "Коммунальный омбудсмен" объединяет жильцов-активистов, которые делятся своим опытом, проводят семинары. У нас есть свой экспертный совет. В двух районах Челябинска - Металлургическом и Тракторозаводском - мы создали ассоциации собственников жилья. В этом году планируем выпустить брошюры с рассказом о том, как грамотно отстаивать свои права. Радует, что проект помогает конкретным людям: где-то жильцам удалось вернуть "потерянные" УК деньги, где-то отремонтировать дом, благоустроить двор.
По общему мнению, ЖКХ -одна из самых проблемных сфер нашей жизни. Вы нашли ответ, почему так получается?
Анатолий Вершинин: Тут все просто: новый Жилищный кодекс разрешил создавать частные управляющие компании, а жильцы оказались к этому не готовы. Многие до сих пор плохо представляют, как они могут повлиять на деятельность тех же УК. Ситуацией воспользовались недобросовестные предприниматели - они возглавили управляющие компании, которые собирают деньги с населения, а жилищно-коммунальные услуги не оказывают либо делают это из рук вон плохо. В результате инфраструктура ЖКХ продолжает ветшать, проблемы не решаются, а рентабельность коммунальных предприятий доходит до 40-50 процентов. А это немалые суммы - годовой оборот крупных челябинских компаний достигает 150-200 миллионов рублей.
Могут ли власти как-то повлиять на эту ситуацию?
Анатолий Вершинин: Некоторые рычаги воздействия у них, конечно, есть. Но сами подумайте: способны ли несколько десятков человек, работающих в жилищных управлениях того же Челябинска, решить все проблемы, возникающие у жителей миллионного города? Они не в состоянии это сделать физически. Кроме того, по закону власти не могут вмешиваться в отношения горожан с управляющими компаниями. Конечно, есть жилищная инспекция, прокуратура, полиция, суд, наконец. Но прежде чем туда обращаться, надо как минимум выявить нарушения, собрать документы, написать заявление. И тут на помощь как раз придут общественники. К слову, руководство Челябинской области заинтересовано, чтобы все проблемы, которые возникают в коммунальной сфере, решались цивилизованным путем, а не приводили к массовому недовольству, стихийным акциям.
В прошлом году вы впервые составили антирейтинг челябинских управляющих компаний. Зачем?
Анатолий Вершинин: Это один из способов давления на нерадивые УК. Мы открыли горячую линию и несколько месяцев принимали звонки от горожан с жалобами на работу управляющих компаний. В итоге СМИ обнародовали "хит-парад" - первая десятка УК, на которые поступило больше всего нареканий от челябинцев.
А есть вообще в Челябинске коммунальщики, которые честно работают?
Анатолий Вершинин: Хороший вопрос. У нас есть сведения, что на некоторые управляющие компании, в основном небольшие и средние, люди вообще не жаловались. Мы решили по своим каналам к ним присмотреться, проверить информацию. Думаю, полгода мы понаблюдаем, а летом составим новый рейтинг - самых добросовестных управляющих компаний города.
Как еще вы воздействуете на УК?
Анатолий Вершинин: Все зависит от ситуации. Меры бывают разные - вплоть до митингов и пикетов недовольных жильцов. При необходимости подключаем правоохранительные органы.
Однажды вы даже штурмовали офис одной из компаний...
Анатолий Вершинин: Штурм - это громко сказано. На самом деле мы решили помочь жильцам наладить с руководителями управляющей компании общение, от которого они настойчиво отказывались. В назначенный день мы собрали жильцов и в присутствии СМИ предложили вступить сторонам в открытый диалог. Однако, вместо того чтобы выйти к народу и разъяснить свою позицию, руководители УК вызвали охрану. Впрочем, эта акция зря не прошла. Насколько мне известно, компания уволила начальника ЖЭК. Да и к жалобам жильцов стала относиться внимательнее.
Чем больше всего недовольны южноуральцы?
Анатолий Вершинин: На первом месте - рост коммунальных и жилищных тарифов, на втором - хамство и грубость персонала, на третьем - отсутствие отчетов о расходовании управляющими компаниями средств. Когда мы анализировали эту статистику, больше всего удивила вторая позиция. Жалобы на невежливость сотрудников - от дворника до управляющего - встречались чаще, чем жалобы на протекающую крышу и облупившиеся стены в подъезде.
Зачастую грязные подъезды, неухоженные дворы - это не только "результат" работы управляющих компаний, но и образа жизни самих жильцов. Что делать в этом случае? Менять менталитет?
Анатолий Вершинин: Главное - понимать, что проблемы сами по себе не решатся. И, если мы хотим жить в чистом доме, иметь благоустроенный двор, надо менять свое поведение, не быть равнодушным. Бывают удивительные случаи: в подвале дома год бежала вода, и никому не было до этого дела. Приехал слесарь - подтянул кран и решил проблему за пять минут. Или, скажем, жители жалуются, что соседи выставляют мешки с мусором в подъезде. Так попросите их этого не делать. Ведь подъезд - территория общего пользования. Позволять здесь мусорить - все равно что разрешать соседям грызть семечки у себя в коридоре.
Многие обеспокоены ростом стоимости услуг ЖКХ. Может ли в этом чем-то помочь коммунальный омбудсмен?
Анатолий Вершинин: Цены в ЖКХ складываются из двух составляющих: это коммунальные тарифы и услуги, которые нам оказывают управляющие компании. Уверен, в будущем мы сможем поднять и вопрос обоснованности тарифов. С управляющим компаниями проще - как я уже говорил, надо не давать им спуску, установить за ними тотальный контроль, а при необходимости менять. И в этом источник экономии наших денег.
Вы как-то сказали, что мало выбрать управляющую компанию, надо уметь ее воспитывать. Как это сделать?
Анатолий Вершинин: Прежде всего нужно создать инициативную группу, в одиночку что-то изменить очень трудно. Потом составить список наиболее важных проблем и схему их решения. Более подробные консультации можно получить у нас. Есть несколько принципиальных моментов, на которые следует обратить внимание. Так, к примеру, все расходы на ремонтные работы должны быть утверждены собственниками жилья. Зачастую управляющие компании доверяют ремонт "своим" фирмам, которые делают работу процентов на 20-30, а остальные деньги присваивают. В новом доме я бы рекомендовал создавать ТСЖ, а в старом надежнее иметь дело с УК. Но в любом случае собственникам жилья следует проявлять бдительность. К тому же ТСЖ по логике нет смысла воровать деньги у самих себя. Но иногда у председателей товариществ начинает "кружиться голова". Поэтому активистам надо наладить систему контроля за расходованием общих средств.
Досье "РГ"
Анатолий Вершинин родился в 1985 году в Копейске. Закончил исторический факультет Челябинского государственного университета. Работал заместителем председателя молодежной палаты при Законодательном собрании, занимался общественно-политической деятельностью. С 2013 года - руководитель проекта "Коммунальный омбудсмен".
Контакт
Телефон горячей линии проекта "Коммунальный омбудсмен": (351) 267-96-63.