Туган Сохиев: Я должен плавно влиться в коллектив Большого театра

36-летний дирижер Туган Сохиев, назначенный на пост музыкального руководителя Большого театра, дал это интервью по телефону из аэропорта, где ждал своего рейса Москва - Нью-Йорк, чтобы затем добраться до Филадельфии, где дебютирует с Филадельфийским симфоническим оркестром. Однако, по его словам, в ближайшее время от некоторых зарубежных контрактов придется отказаться в пользу Большого театра, где Туган собирается проводить все 24 часа.

Вы долго думали над предложением занять пост музыкального руководителя Большого театра?

Туган Сохиев: К этому предложению, которое я получил очень неожиданно, я не был готов, но думал над ним основательно, хотя много времени на размышление не было. Главным аргументом стал не только тот факт, что Большой театр - один из лучших театров мира с богатейшей историей и традициями, но и личность его нового директора Владимира Георгиевича Урина, разговор с которым сыграл очень важную роль в принятии моего решения. Он очень тонко чувствует природу театра, у него абсолютно правильное видение того, как должен жить театр, как нужно выстраивать процесс работы. Для музыкального руководителя не может быть ничего ценнее такого человека рядом, мыслящего в том же направлении, способного управлять и помогать. Владимир Георгиевич настроен на большие и успешные перемены, на творческие траектории, а это то, что сегодня нужно Большому театру с его огромным опытом и историческим наследием. Думаю, что при наличии административной команды с таким руководителем многое может получиться так, как задумывается.

Но, наверное, не стоит преуменьшать и ваш управленческий опыт. В вашей биографии был эпизод музыкального руководства в Валлийской национальной опере.

Туган Сохиев: Да, кроме того не так давно я работал над "Борисом Годуновым" Мусоргского и "Пиковой дамой" Чайковского в Венской Штаатсопер, "Обручением в монастыре" Прокофьева в парижской Опера комик; было и много других оперных постановок в европейских театрах. Но прежде всего я должен сказать о своем опыте работы в Мариинском театре, который вселил в меня чувство уверенности, став моей основной творческой базой, где я вырастал как оперный дирижер. Для этого там были созданы все условия: замечательные симфонические коллективы, солисты, хор. Мне нужно было лишь стараться делать все как можно лучше. Для меня было большой честью работать в Мариинском театре, и я бесконечно благодарен Валерию Абисаловичу Гергиеву, который, несмотря на мой юношеский возраст, доверял мне сначала маленькие "опыты" с Академией молодых певцов, а позже - спектакли и со старшим поколением Мариинки, с серьезными и солидными солистами.

Вы наверняка сравнивали для себя модели существования оперных театров в Европе и России. В чью пользу были сравнения?

Туган Сохиев: На Западе все очень индивидуально. В Германии, как и в России, сильно развит репертуарный театр. Во многих других странах существует система "стаджионе". В России, возможно, должна появиться какая-то своя уникальная модель, сочетающая две этих системы, у которых есть свои плюсы и минусы. Я размышляю над этим вопросом на протяжении последнего времени: что может быть лучше, качественней, продуктивней, интересней с точки зрения художественных задач? Все это - процесс постоянного поиска идеальной модели.

Думаете, что в Большом театре будет время на этот поиск?

Туган Сохиев: Каждый уважающий себя театр в изменившихся экономических условиях с появлением нового поколения зрителей должен быть озабочен вопросом, как найти свою идеальную модель создания и проката спектаклей. Мне предстоит еще много думать над этим, обсуждать с новой командой, с творческими коллективами Большого театра.

Но какое-то видение процесса у вас уже есть?

Туган Сохиев: Окончательное видение возникнет тогда, когда я познакомлюсь со всеми, а в театре около трех тысяч человек. На данном этапе я должен очень плавно влиться в жизнь коллектива.

Как вы поступите с западными контрактами, среди которых много очень привлекательных?

Туган Сохиев: Я буду вынужден что-то сокращать, потому что основной акцент будет сделан на Большой театр, куда я брошу все свои силы и время. Я оставлю основные контракты - с оркестрами Тулузы, Берлина, Вены, Лондона, с которыми завязались большие человеческие и творческие отношения. Но Большой театр с каждым годом будет занимать у меня больше и больше времени - 24 часа в сутки.

Уже намечены какие-то постановки? Когда вы первый раз в новой должности встанете за дирижерский пульт Большого театра?

Туган Сохиев: В следующем сезоне запланированы два больших проекта, о которых я смогу более подробно рассказать ближе к концу этого сезона. А за пульт я встану в начале следующего сезона.

Понимаете ли вы, что Большой театр - это еще и очень горячая точка, где рождается не только "высокое искусство", но иногда и скандалы?

Туган Сохиев: Я убежден, что там, где налажен мощный интенсивный творческий процесс, ни времени, ни сил, ни места для скандалов быть не может. Я это знаю и настроен двигаться именно в этом направлении. При таком настрое всего коллектива никаких скандалов не будет, поверьте.