Новости

22.01.2014 00:40
Рубрика: Экономика

На авось не надейся

Роструд планирует опередить несчастные случаи
Человеческий фактор, а именно пренебрежение элементарными нормами безопасности, становится более частой причиной несчастных случаев на производстве по сравнению с неисправной техникой и прочими техногенными факторами. Об этом сообщил вчера глава Роструда Всеволод Вуколов, подводя итоги работы ведомства в прошлом году.

В 2013 году на рабочем месте тяжело пострадали 8712 человек, несчастных случаев, закончившихся гибелью человека, - 2630. Такую статистику приводят в Роструде. Ситуация, правда, по сравнению с предыдущим годом улучшилась - производственный травматизм снизился на 13,5 процента, в 2012 году количество пострадавших на производстве превышало 10 тысяч человек. Но если сравнить с развитыми странами, где дисциплина на производстве намного строже, нам еще много чему стоит поучиться.

Во многих случаях мешает, попросту говоря, традиционное русское авось. Стоит вдуматься: каждый третий несчастный случай с тяжелыми последствиями - это падение с высоты. Используй страховку, огораживай открытые площадки, не пренебрегай наличием строительных лесов - и работники перестанут разбиваться. Но в реальности, когда трудовых инспекторов вызывают на разбор очередного "полета", они заранее уверены: меры безопасности наверняка не соблюдались. Случай, когда нарушения доведены до абсурда, произошел в Кировской области на предприятии "Чепецк-кровля", рассказал глава Роструда. Для подачи рулонов кровли на крышу многоэтажки рабочие использовали грузовой кран. Но в качестве противовеса навалили на него все те же рулоны. Когда ремонт был почти закончен, кран, по сути лишенный противовеса, при подъеме очередной порции груза накренился и начал падать. Кровельщик пытался удержать махину собственным весом, вскочив на него, и в результате с крыши полетели и кран, и человек.

Строительство - традиционно одна из самых травмоопасных отраслей, и зачастую именно из-за неудовлетворительной организации работ и несоблюдения дисциплины. Хотя, отметили в Роструде, в прошлом году травматизм здесь удалось снизить в 41 регионе - трудовые инспекции целенаправленно побывали на всех крупнейших предприятиях.

Что касается транспортной отрасли - еще одного "рекордсмена" по травматизму, и здесь наряду с техногенными причинами (обычно это работа на неисправной технике) очень силен человеческий фактор.

"Особенно это распространено в авиации, - отметил глава Роструда. - После нескольких произошедших авиакатастроф мы собирали руководство практически всех крупнейших авиакомпаний. Режим отдыха пилотов, экипажей нарушается практически везде. Требуемые по законодательству обязательные 42 часа отдыха в неделю не соблюдаются". То же самое, по словам Вуколова, характерно и для "наземных" транспортных предприятий - главным образом, автомобильных перевозок.

"Главная задача ведомства в нынешнем году - работать на упреждение несчастных случаев, - сообщил Всеволод Вуколов. - Мы предлагаем крупнейшим работодателям сотрудничать с трудовой инспекцией. Подписываем годовые планы по совершенствованию охраны труда, соблюдению режима и готовы оказать бизнесу любую правовую и методологическую поддержку".

Экономика Работа Охрана труда Рынок труда