Лучше бы она сослалась на мнение булгаковского героя, профессора Преображенского, давшего когда-то добрый совет: "И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет". А также - всех прочих. С поправкой на век - не заглядывайте в фейсбук, собственную почту и комменты к данному вами интервью. Тогда у Вас есть шанс сказать: "Я не знала". Не знала, что 20 января, то есть в третье воскресенье января, когда на сайте появилось злосчастное интервью, в Америке отмечали день Мартина Лютера Кинга. И появление фотографии героини, сидящей на модном стуле, сделанном в форме темнокожей полуобнаженной связанной женщины, будет однозначно расценено как расистское высказывание.
Чтобы не было неясностей. Уже сегодня ночью прессе было разослано официальное заявление Дарьи Жуковой, главного редактора журнала Garage, по поводу фотографии, опубликованной в интервью на сайте Buro24/7.
"Кресло на фотографии, использованное для иллюстрации интервью на сайте Buro 24/7, - произведение норвежского художника Бьярне Мельгорда. Эта работа является современной версией известных объектов британца Аллена Джонса и творческим воплощением ответа художника на споры по поводу гендерных проблем и расовой политики.
Мы сожалеем об использовании этого произведения для фотографии, поскольку оно оказалось "вырванным" из заложенного художником контекста, и ситуация усугубилась тем, что публикация материала совпала со всемирно важным Днем Мартина Лютера Кинга. Я абсолютно нетерпима к проявлениям расизма и приношу свои извинения всем, кого оскорбила эта фотография.
Журнал GARAGE известен приверженностью принципам этнического и гендерного равенства, и мы будем продолжать миссию утверждения этих принципов, стимулируя дебаты по острым вопросам" - Дарья Жукова, главный редактор журнала GARAGE.
Казалось бы, инцидент "исперчен". Можно ставить точку.
Но точку поставить в "дебатах по острым вопросам" гораздо труднее, чем их начать. Хотя бы потому, что история получилась вовсе не об острых вопросах. Потому как этническое равенство (как и гендерное, кстати) - это не вопрос, это аксиома. А аксиомы - даже в геометрии, не только в культуре - не доказываются, они принимаются. Для того, чтобы можно было двигаться дальше - думать, решать задачи, доказывать теоремы.
Опять же история вовсе не о том, что "хотели как лучше, а получилось, как всегда". В том смысле, что условные "мы" (разумеется, умные, продвинутые и т.д.) сказали одно, а условные "они" (разумеется, не поняв, не вникнув, поторопившись и т.д. ) услышали другое. А именно: оскорбление, которое вовсе не подразумевалось. Парадокс в том, что речь, то есть самые что ни на есть конкретные высказывания и разъяснения, никого не интересовала. Дело даже не только в том, что и на сайте fashionbombdaily.com, и на сайте газеты huffingtonpost.com народ обсуждал, разумеется, не текст, а картинку - фото. И, кстати, показательно, что визуальный текст разбирали, как детский паззл - на счет "раз", именно на фэшн-сайте. Где, как не в индустрии моды знают не понаслышке, как конструируется образ, как вписываются в него слабость, соблазн, прелесть и вызов… Но, повторюсь, дело не только в этом. По большому счету людей не интересовало даже то, что фотография на сайте buro 24/7 была в конце концов откадрирована таким образом, что треклятый стул практически не виден. Слова не интересовали, потому что выводы уже были наготове. В том числе самые неожиданные. Среди весьма неординарных был коммент, что, разумеется, все русские и корейцы расисты. Пока я размышлял, с какого бока в эту историю оказались замешаны еще и корейцы, кто-то уже успел выступить с опровержением от имени корейцев. До меня дошло, что, видно, вспомнили о Северной Корее, где родного дядю племянник расстреливает, что уж, дескать, говорить о чужих людях.
Фактически эта история о коммуникации в глобальном мире. Точнее, об ее замене ритуалом. Только в этом случае, неважно, кто что сказал, какие оттенки смысла вкладывал, зачем и почему… Важно только одно - включиться в общую цепочку сети и прокричать, что ты разделяешь общие ценности. Что ты "за" или "против"! Получается такая мобилизация, вроде той, о которой грезил Владимир Ильич, когда называл газету "Искру" агитатором и пропагандистом. Лично я в этом случае - за профессора Преображенского.
Кстати, о газетах. Они, разумеется, снимают сливки. Та же уважаемая Huffington Post мало того, что поместила заботливо у себя на сайте удаленную c buro 24/7 скандальную фотографию… Мало того, что упомянула о работе 1969 года британского поп-артиста Аллена Джонса (который создал, еще и стул, и вешалку, используя примерно так же образы манекенов, в том числе белых женщин)… Процитировав негодующие отклики в твиттере, она не забыла поставить в финале вопрос: "А что ты думаешь об этой редакционной статье? Это расизм или просто искусство?". Словом, пригласила включиться в праздник глобальной коммуникации.
Нам, конечно, не дано предугадать, как наше слово отзовется. Особенно в другой части планеты. Но получается, что, если вы не готовы прогнозировать этот отклик, то лучше идти проторенными путями. Сидеть на обычных табуретках. А не на произведениях искусства, на которые можно смотреть, но лучше не использовать в хозяйстве.