И в самом деле: с одной стороны застройка в Москве переуплотнена, а с другой - москвичи нередко не имеют самого необходимого. Нормальных дорог, жилья, садиков, чтобы без проблем можно было устроить ребенка, поликлиник, куда можно прийти и попасть без проблем к врачу. Поэтому городские власти стремятся не просто получить как можно больше инвестиций, но чтобы они пришли туда, куда это нужно жителям столицы. Но и на этих условиях Москве удалось привлечь за прошлый год 35 млрд долларов. "Несмотря на все пессимистические прогнозы, которые мы порой слышим от экспертов, мы пока не чувствуем снижения деловой и инвестиционной активности, - с удовлетворением констатировал мэр. - Мы уже перешагнули докризисный уровень по финансовым вложениям, по вводу коммерческой недвижимости и объемам строительства инфраструктуры". Действительно, недвижимости введено 8,6 млн кв. м, что больше, чем в 2008 году. Причем в правительстве Москвы уверены: это не просто рывок, эти темпы город сохранит и в 2014 году, ибо у него создан хороший задел - выданы разрешения еще на 10 млн кв. м. "Ну, а если стагнация все-таки затронет Москву?" - поинтересовались журналисты у заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. "Мэр поставил перед нами задачу оказывать инвесторам максимальную поддержку - при согласовании разрешительной документации, подключении к сетям, и мы это будем делать", - ответил он. И продолжил: "Конечно, экономическая ситуация крайне тревожит и нас, хотя прирост отрасли за прошлый год составил 7% - больше, чем у кого бы то ни было. Но есть объекты, которые мы не бросим ни при каких обстоятельствах - прокладка метро, реконструкция дорог, сооружение выделенных железнодорожных путей для электричек. Вопрос в том, сколько мы их построим: у нас есть программа минимум, средняя и максимум - в зависимости от складывающихся обстоятельств".
В любом случае транспортное развитие города, подтвердил Хуснуллин, остается на первом месте среди приоритетов строителей. Не случайно на эти цели идет 70% денег, выделенных на всю отрасль из бюджета города. Итог таков. Объемы строительства метрополитена по сравнению с 2010 годом выросли в 4 раза. Если в 2013 году было проложено 12,5 км новых линий, построено 6 новых станций и 2 депо, то в текущем планируется 13,1 км линий и ввод 9 станций. В целом же подземка строится сразу на 150 площадках, где трудятся 35 тыс. человек! Но главный рывок еще впереди, пообещал Марат Хуснуллин: с 2015 года Москва готовится вводить в строй уже по 22-25 км метро. На что Собянин заметил: "Заранее к этому надо готовиться и метрополитеновцам - закупать подвижной состав, готовить персонал. Ведь таких темпов строительства не было еще никогда".
Строителям же предстоит еще и интегрировать программу развития подземки с приспособлением Малого кольца Московской железной дороги к пассажирскому движению - его пуск запланирован на 2015 год. Для этого требуется ликвидировать отставание в сооружении 150 транспортно-пересадочных узлов, которое, по мнению Хуснуллина, может затормозить увязку этих двух важнейших видов транспорта. Для 42 из них уже есть проекты планировки, для первых четырех вот-вот начнется подготовка площадок.
В 4 раза больше за прошлый год построено и реконструировано также автодорог - 82 км, и примерно столько же запланировано на текущий год. Причем сейчас на первый план выходит транспортная связь с новыми территориями, прирезка которых увеличила площадь Москвы в полтора раза. К концу года туда уже придет метро - на станции Рассказовка и Саларьево, начинается реконструкция Калужского шоссе, в ТиНАО же Москва подключится к сооружению ЦКАД. С двумя новыми округами у столицы большие планы. Строительство там офисно-деловых центров уже добавило москвичам 65 объектов соцкультбыта, 35 тысяч новых рабочих мест, избавив их от необходимости ездить на работу в центр Москвы. Завершение схемы территориального развития (в первом полугодии планируется утвердить) даст возможность им расти еще более бурно. Власти уверены: бюджет всей столицы скоро будет больше всего прирастать новой Москвой.
Практически впервые город начал заниматься и промзонами. На этих бывших пустырях и площадках заброшенных цехов уже построено 10% всей коммерческой недвижимости Москвы, то есть примерно 800 тыс. кв. м. Еще на 13 млн кв. м выдано разрешений на сооружение там новых комплексных районов - с жильем и социальной инфраструктурой. А год 2014-й знаменателен тем, что запускаются такие масштабные проекты, как застройка территории ЗИЛа, завода "Серп и молот" и другие.
И вообще, хотя на социалку стройкомплекс тратит сейчас всего 30% средств, отпущенных на адресно-инвестиционую программу, отметил Марат Хуснуллин, зато все объекты, которые значатся в ней, строятся точно в срок, ни один из них не остается за бортом. Вот и на этот год - планы немалые. Построить 3,2 млн кв. м жилья, причем только четверть из них на бюджетные средства. Начать строительство школ, совмещенных с детсадами, - первый такой проект уже разрабатывается, и его реализация начнется также в этом году. Уже идет реконструкция "Лужников". Впереди - реконструкция зоопарка, сооружение спортивно-делового комплекса на месте снесенного Черкизовского рынка (проект его проработан), комплексная реконструкция сложившихся жилых кварталов - четыре пилотных проекта, один из которых под N 37 находится в центре, в настоящий момент проходят согласование... А вот чего никогда не будет в Москве - так это подземных городов, заявил Марат Хуснуллин, когда у него спросили будут ли строиться в столице парковки-бункеры, и объяснил: "Слишком дорогое это удовольствие". По той же причине дороговизны не хочет бюджет тратить 4 млрд рублей даже на подземный паркинг на площади у Белорусского вокзала. Тем более что, оказывается, инвестор для него уже есть и власти в настоящее время обсуждают взаимоприемлемые условия его строительства. "Если договоримся, то в этом году начнем строить там и транспортную развязку", - заверил он.