Сделать это, как было прежде, в один этап - просто придя в выбранный НПФ и написав заявление (либо даже никуда не ходить, а действовать через агента-представителя фонда) - теперь нельзя.
"С 2014 года порядок выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию, через которого формируются пенсионные накопления, действительно поменялся. Стал иным порядок подачи заявления", - сообщили в ПФР.
Напомним, законом предусмотрено три варианта управления пенсионными накоплениями:
накопления можно оставить в управлении государства, и тогда инвестировать их будет госуправляющий - ВЭБ;
будущий пенсионер имеет право выбрать частную управляющую компанию (ЧУК);
можно направить накопления также в один из НПФ.
Первый вариант подходит для людей, которые полностью полагаются в вопросах формирования пенсии на государство. Они не следят за тем, что происходит на финансовом рынке, не знают, как управлять деньгами, не имеют понятия о том, что такое инвестиционный доход.
Второй вариант - для активных и финансово подкованных. Человек сам выбирает частного инвестора, следит за доходностью, сам принимает решение о переходе в другую компанию (или НПФ), если его управляющий показывает плохой результат.
Третий вариант - промежуточный. С одной стороны, человек хочет использовать негосударственные инструменты инвестирования, чтобы получить больший доход. С другой - не хочет "закапываться" в финансовые вопросы. Он заключает договор с НПФ, и его деньгами управляют специалисты фонда.
В первых двух случаях страховщиком выступает Пенсионный фонд России. Он переводит ваши накопления либо в ВЭБ, либо в ЧУК по вашему заявлению - туда, куда вы хотите. Если же такого распоряжения вы в ПФР не подавали, тогда по умолчанию накопления переводятся в ВЭБ и инвестируются по расширенному портфелю. Именно таких граждан и называют "молчунами".
В третьем случае накоплениями управляет НПФ, и он решает, услугами какой управляющей компании будет пользоваться.
До нынешнего года подать заявление о выборе НПФ можно было непосредственно в фонде, а также через его агентов. Вспомним, как работают страховые компании: мало кто из нас страхует свой автомобиль в офисе. Зато когда подходит очередной срок - начинаются звонки страховых агентов, наперебой предлагающих продлить страховку. Вот и НПФ действовали также - набирали "ходоков", готовых ходить по предприятиям, объяснять преимущества работы негосударственных фондов и заключавших договоры на месте.
Дальше происходило следующее: НПФ передавал данные о таких заявлениях в ПФР, и это было "командой", чтобы деньги гражданина переводились в выбранный им негосударственный фонд. Весь этот порядок был закреплен законодательно.
Но при этом все последние годы в Пенсионный фонд поступали жалобы от граждан, обнаруживших, что их деньги были переведены в НПФ без их ведома. То ли заявления были фальшивыми, то ли агенты не объясняли людям всю процедуру так, чтобы все было понятно. Многие НПФ ввели дополнительный контроль за работой своих агентов. Но хоть конфликтов стало и меньше, совсем они не прекратились. В итоге правительство решило такую систему отменить вовсе.
"Изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в НПФ, - поясняют в Пенсионном фонде России.- Негосударственные фонды обязаны передавать в ПФР исключительно выверенные и достоверные сведения". На деле же в ход пускались заявления с поддельными подписями. Были и дублирующие друг друга документы.
С 1 января 2014 года подать заявление о выбореНПФ можно только в Пенсионный фонд России - сделать это можно в любой клиентской службе. При этом, как и раньше, сначала нужно заключить договор с выбранным негосударственным фондом.
Такой порядок отсечет недобросовестных агентов (их услуги теперь просто не нужны). Но одновременно усложняется процедура перевода накоплений в НПФ, она стала двухшаговой.
1) сначала требуется заключить договор с выбранным НПФ;
2) явившись с этим договором в клиентскую службу ПФР, лично подтвердить сделанный выбор, написав заявление.
Понятно, что для людей порядок усложнился. Вопросы возникли у трудовых мигрантов. Многие в поисках работы уезжают из своего региона и не имеют постоянной регистрации в городе, где устраиваются на службу. "Что же, теперь мне, чтобы распорядиться накоплениями, придется лететь домой в Хабаровск, по месту постоянной прописки, и идти в мое отделение ПФР?" - с таким вопросом обратилась в "РГ" сотрудница одной из московских компаний.
В Пенсионном фонде успокоили: совсем не обязательно обращаться в отделение по месту постоянного жительства. Заявление обязаны принять в любом подразделении фонда, имеющем клиентскую службу.
Кроме того, в ПФР уточнили: в 2014 году планируется несколько смягчить нынешнюю жесткую схему. Сейчас уже готовится утверждение и введение порядка перевода пенсионных накоплений для граждан из одного НПФ в другой НПФ и в ПФР. При введении нового порядка будет разработана новая форма трансферагентского соглашения для НПФ, которое они смогут заключить с ПФР. Планируется, что новый порядок будет примерно таким:
1) если вы уже являетесь клиентом негосударственного пенсионного фонда и решили сменить свой НПФ на другой, в этом случае вы можете подать заявление не только в ПФР, но и в свой нынешний НПФ. Пример: скажем, вы решили перевести свои накопления из НПФ А в НПФ Б. Для этого вы сначала заключаете с НПФ Б договор об обязательном пенсионном страховании, после чего идете или в ПФР, или в НПФ А и подаете заявление на перевод ваших пенсионных накоплений в НПФ Б. Заявления, поданные через НПФ Б, Пенсионным фондом к рассмотрению приниматься не будут.
2) если вы являетесь клиентом НПФ и хотите вернуть накопления в ПФР, то заявление можно будет написать либо в свой НПФ, либо в любую клиентскую службу ПФР вне зависимости от места постоянного жительства гражданина.
"Порядок, когда заявление подается через ПФР или "незаинтересованный" НПФ, полностью исключает возможность неправомерного перевода пенсионных накоплений", - считают в Пенсионном фонде.