Рамзан Кадыров в честь этого праздника объявил, что все младенцы, родившиеся в день рождения пророка Мухаммеда (мир ему) и названные в честь пророка, получат премию в 1 тыс. долларов. Президент Татарстана ночью молился в Белой мечети города Болгар недалеко от Казани. Глава Дагестана провел этот день в главной мечети республики.
В Пакистане, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, многих других исламских странах в 12-й день 3-го месяца мусульманского календаря праздновали Мавлид ан-Наби. В смысловом переводе это значит "время, отданное пророку". Верующие отдавали свое время, молитвы и речи пророку, родившемуся 1,5 тыс. лет назад. И это был праздник.
Не весь мусульманский мир празднует этот день. Радикалы считают, что нечего праздновать. Ранние мусульмане да и сам пророк Мухаммед (да вознаградит его Всевышний и приветствует) дни рождения не отмечали. Об этом дне нет ни слова ни в священной книге Коран, ни в Сунне, повествующей о жизни и поступках пророка. Стремясь вернуть исламский мир в его "золотое время", в те условия, когда жил пророк и его сподвижники, в те обстоятельства суровой аравийской реальности, когда религиозная атрибутика только рождалась, они ссылаются на безупречное далекое прошлое.
Салафиты (мы в России чаще называем их ваххабитами) не только огнем и мечом, но и потрясая ссылками на средневековые письмена, говорят: "Вот что написано: "Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!" Вот что сказано: "Каждое нововведение - есть заблуждение!"
Ислам, как и православие, - ортодоксальная религия. Не просто не терпящая, но и отвергающая нововведения. Бид’а - так называют запретные нововведения исламские богословы. Так охраняется религия от глобальных вторжений - появления не свойственных исламу святых и святынь, обожествления пророка, послаблений в ритуалах.
Многие мусульмане, качая головой, говорят о том, что широкое толкование запрета нововведений тормозит прогресс стран, где большинство населения исповедует ислам. Религия - это религия. Здесь без инноваций. Но мир должен развиваться. Мусульманский мир, некогда подаривший человечеству алгебру, открытия в медицине, химии, астрономии, отстает от западной цивилизации. Бид’а стала бедой.
В далеком XII веке некий правитель Эрбиля, ныне города в иракском Курдистане, собрал богословов, суфиев, уважаемых мусульман на собрание, чтобы вместе почитать хадисы Сунны, суры Корана и вспомнить о пророке Мухаммеде (мир ему) в день его рождения. Так началась традиция, которой уже 9 веков. Все эти 9 веков ученые спорят о дозволенности ее. Противники возмущаются, что из образа пророка создается образ, похожий на христианского Иисуса. Мухаммед (да возблагодарит его Всевышний) был человеком, подчеркивают они. Пророком, но человеком. Он ведь и сам говорил: "Не превозносите меня, как это сделали христиане с Иисусом, сыном Марии…"
Сторонники праздника мавлид точно так же подчеркивают человеческую сущность пророка (как, в принципе, и всех остальных пророков - от Адама до Мухаммеда, включая Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса - мир им!). Как и любой человек, утверждают они, тем более такой великий и благородный, он достоин любви и воспоминания о себе после ухода из жизни. В том числе и в день своего рождения. Мавлид - это ни в коем случае не мусульманское Рождество. Мавлид - лишь собрание, чтобы вспомнить, почтить и помолиться о человеке.
Ислам категоричен - Бог один. Он не допускает в этом полутонов - ни Бога-сына, ни Бога-духа. Ни триединства. У Всевышнего не может быть ни детей, ни сотоварищей, ни иных ипостасей. Посланник Божий Мухаммед не главнее Моисея или Иисуса или иных пророков (да возблагодарит Всевышний всех их). Он просто последний. Больше не будет. И все эти тысячи пророков, а их было именно так много в разные времена и у разных народов, для мусульман не боги и не святые - люди.
Мухаммед родился в 570 году, если считать по принятому современным миром летоисчислению, в купеческом городе Мекка. Он был сиротой, но из знатного рода Хашим (к этому роду относятся нынешняя королевская династия Иордании и бывшие короли Сирии и Ирака). Пас овец у дяди, водил караваны, слыл успешным и безукоризненно честным предпринимателем. В 40 лет на него что-то нашло. Он стал аскетом, часто удалялся в пещеры, начал видеть вещие сны. Это "что-то" было божественным откровением. Ему, неграмотному человеку, стали являться божественные послания - суры Корана. Так Мухаммед (мир ему) стал пророком и посланником Божьим. Был не понят, изгонялся, бежал, но продолжал проповедовать.
Община мусульман росла. Мухаммед (да возблагодарит его Бог) создал мусульманское государство - сплоченное, богатеющее, набирающее силу, воевал, покорял язычников, вернулся с победой в изгнавшую его Мекку… Он умер на пике славы, оставаясь аскетом. Жизнь блестящего проповедника, замечательного организатора, успешного полководца. Не ради славы, военной добычи и почестей. Жизнь, посвященная единому Богу и ведомая им.
Весь месяц в разных городах мира, где живут мусульмане, будут проходить мавлиды. В Москве Совет муфтиев России проведет его в конце месяца. Есть что отметить и о чем помолиться. И если от этой молитвы и воспоминаний об одном из выдающихся людей человеческой истории мир станет спокойнее, честнее и счастливее, то надо вспоминать и молиться. Отдавать свое время пророку.
12 января в Белой мечети города Болгар прошел федеральный Мавлид ан-Наби. В праздничном мероприятии, посвященном рождению Пророка Мухаммеда, приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев.