Начало
Олимпийский огонь побывал в пяти районах города. И пусть самые зрелищные моменты - например, погружение в воды воронежского водохранилища абсолютного чемпиона СССР по боксу Валерия Абаджяна вместе с факелом - в последний момент отменили из соображений безопасности, праздника хватило всем. По оценке руководителя регионального управления физкультуры и спорта Владимира Кадурина, зрителями эстафеты стали почти две сотни тысяч горожан.
Начался олимпийский день на железнодорожном вокзале, куда в 10.30 из Белгорода прибыл поезд сказочной раскраски. Четвертый вагон остановился напротив мэра Воронежа Александра Гусева, на перрон вышел хранитель огня с лампадой. Дважды ударил станционный колокол. Гусев прикоснулся к вместилищу Олимпийского огня и вышел на привокзальную площадь, где гремела музыка и махали флажками зрители.
- На воронежскую землю пришел символ спортивного братства народов пяти континентов, частица олимпийского духа. Горд тем, что Олимпийскую эстафету продолжат наши земляки, - сказал мэр.
От лампады зажгли факел прославленной волейболистки, олимпийской чемпионки Ирины Макогоновой. Она начала путь огня по Воронежу.
- Это такое счастье! Кажется, участвуя в Олимпийских играх в Москве, я меньше волновалась, - рассказала спортсменка, передав эстафету следующему факелоносцу. На глазах Ирины блестели слезы. - Очень приятно, что мне выпала честь первой пронести факел по родному городу. У меня жизненный принцип - всегда стараться быть первой.
200 метров Славы
Среди факелоносцев был омоновец Владислав Карташов, единственный представитель регионального ГУ МВД. Строго говоря, в эстафете участвовали еще двое полицейских: заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе Елена Ткач и олимпийская чемпионка по тяжелой атлетике Валентина Попова - но они числятся за к воронежским институтом МВД, так что ответственность на Владиславе лежала большая.
Карташов - кандидат в мастера спорта по боксу и кикбоксингу, инструктор по служебной и боевой подготовке воронежского ОМОН. Трижды ездил в командировки на Северный Кавказ, попадал там в заварухи. В 2012 году воронежский БТР подорвали в Ачхой-Мартановском районе, ранили пятерых. Владислав в той командировке был замполитом отряда, помогал эвакуировать пострадавших. А на Олимпийскую эстафету попал благодаря дяде-легкоатлету Николаю Свиридову, несшему факел на Олимпиаду в Москве.
- Дядя - заслуженный мастер спорта по легкой атлетике и заслуженный тренер России. На Олимпиаде в Мехико в 1968 году он прибежал пятым - и первым среди белых спортсменов. В 80-м нес факел в Москву от Харькова. Поэтому, когда в ОМОН пришла бумага - выделить факелоносца, - командир принял решение, что побегу я. Так что династия получилась, - улыбнулся Владислав.
Костюм факелоносца оказался легким и красивым, а факел - как перо жар-птицы. Дяде Карташова сейчас 75 лет, он слеп и на эстафету не пришел. Но сильно радовался за племянника: постоянно ему звонил, интересовался готовностью и подбадривал. Связывались с Владиславом и его начальники: командир отряда из Сочи - там с воронежскими бойцами он помогает поддерживать порядок, - заместитель командира из Чечни. Тоже интересовались настроем, наставляли и ободряли.
- Пробежал на одном дыхании, даже мало показалось. 200 метров эти с одной стороны длинные были, с другой - очень короткие. С удовольствием бежал бы и бежал еще, - рассказал Карташов после эстафеты. - Много зрителей было, все фотографировались со мной, чуть на куски не порвали. Наша пресс-служба тоже снимала. На следующий день поехал к дяде похвастаться своим факелом. Он подержал в руках, ощупал и сказал: "Тяжелый и длинный, мой легче был".
500-граммовый факел Николая Ивановича находится в воронежском музее спорта. Свой факел Владислав передаст в музей ОМОН.
Под номером 104
Костюм факелоносца оказался легким и красивым. Факел - увесистым и тоже красивым, как перо жар-птицы. Пункт сбора участников эстафеты устроили в воронежской школе. Костюмы и факелы выдавали в кабинете математики - над доской висели правила сложения и вычитания, по стенам - таблица умножения и синусы с косинусами. Факелы лежали на столах, как винтовки ополченцев.
Я расписался в шести ведомостях, указал в четырех местах паспортные данные и получил два пакета, побольше и поменьше. В первом были белоснежные брюки и куртка со сказочным орнаментом. Во втором шапка с красным помпоном и веселые перчатки с разноцветными пальцами. Вся экипировка была щедро украшена надписями "Sochi 2014" и переплетенными кольцами. Переодевшись, глянул в зеркало: ну, вот я и на Олимпе.
Инструктаж проходил в кабинете русского языка с цитатами из классиков. Непрерывно шутивший тренер показал, как держать факел, когда его зажигать и куда смотреть, чтобы получились красивые фотографии. В перерывах мы аплодировали друг другу.
Автобус шел перед олимпийским кортежем, расставляя факелоносцев по отведенным им местам. Мой номер был 104, воронежский этап оказался 104 днем эстафеты. Выйдя из автобуса на улицу и ничего еще не совершив, я ощутил себя Гагариным, уже вернувшимся из героического полета. Густо усеявшие обочины зрители радостно взревели и бросились ко мне, сминая полицейское оцепление.
Никогда раньше я не ощущал по отношению к себе такого интереса и приязни. Да и вряд ли когда-нибудь почувствую. Незнакомые мужчины хлопали по плечу и пожимали мне руки, улыбчивые девушки брали под руку, мамы подводили ко мне детей, а женщины постарше интересовались именем и родом занятий. Все они фотографировали меня и не опаленный еще пламенем факел, просили повернуться туда и сюда, отставшие умоляли сняться и с ними...
За радостной суетой незаметно подошел кортеж. Меня окружили одетые в камуфляж хранители огня, один из них повернул ключ в моем факеле. Бегун номер 103 прикоснулся факелом к моему, воспламенив его. "Группа, начинаем движение", - сказал старший хранитель в спрятанный в рукаве микрофон.
200 метров - слишком маленькая дистанция, чтобы что-то осмыслить. Тем более что на ее середине у меня развязался шнурок, и остаток пути я думал лишь о том, чтобы на него не наступить.
Добежав и передав огонь следующему факелоносцу, я снова "стал Гагариным" с той лишь разницей, что здесь народу было еще больше. Откуда-то появились знакомые, незнакомые называли меня по имени, десятки рук тянулись погладить, подержать, потрогать честно закопченный факел.
На трибунах становится тише
Проделав длинный путь по Воронежу, Олимпийский огонь пришел на площадь Ленина. Последние 200 метров к сцене пробежал двукратный олимпийский чемпион по прыжкам в воду, обладатель восьми олимпийских медалей Дмитрий Саутин. Вместе с губернатором Алексеем Гордеевым они зажгли Олимпийскую чашу, которая останется в Воронеже и уже в этом году будет задействована в студенческой олимпиаде.
- Переполняют гордость и радость от того, что Воронеж стал частью Олимпийского движения. Нельзя забывать, что первым олимпийским чемпионом нашей страны в 1908 году стал воронежский фигурист Николай Панин-Коломенкин, - сказал Гордеев.
- Мне приходилось участвовать в Олимпийских играх, но Олимпийский огонь я нес впервые. Это потрясающее чувство! - добавил Саутин.
Завершился праздник концертом и фейерверком. А Олимпийская эстафета отправилась в Волгоград.