Историю этой постановки маэстро отсчитывает с 1991 года. Премьера одноактного балета - тогда только на музыку Моцарта - была назначена на 19 августа.
- В этот день начался путч, и несколько дней мы не знали, в какой стране будем жить, - рассказал корреспонденту "РГ" Борис Эйфман. - Мы показали свой спектакль 21 августа, и зал был в необычайном воодушевлении: люди, которые днем ходили на митинги и строили баррикады, услышали в музыке Моцарта - по сути, заупокойной мессе - не только смерть, но и воскресение. Балет оказался еще и гражданской акцией.
Однако затем спектакль отложили на долгий срок, и вот теперь он будет показан в новом прочтении. В историю о возрождении человеческого духа добавлена часть, посвященная конкретным событиям прошлого нашей страны. На сцене разворачивается история Матери, потерявшей сына - не то в тюремных застенках, не то распятого на кресте, не то погибшего в осажденном Ленинграде. Последняя сцена первого акта, где Мать увозит на санках его тело, завернутое в саван, прямо отсылает зрителей к картинам блокады. Хотя сам балетмейстер признается, что провести конкретные исторические параллели не стремился.
- Этот спектакль отличается от других постановок Эйфмана, физически он менее сложен, потому что задействовано большое число артистов, показаны эпические сцены, - отметила солистка Нина Змиевец. - Но эмоционально это очень большое напряжение. Я тоже мама, но даже представлять не хочу, что значит на самом деле потерять своего ребенка.
Уникальной особенностью премьеры спектакля станет исполнение в сопровождении живого Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова и Академического Большого хора "Мастера хорового пения". В дальнейшем балет войдет в постоянный репертуар театра, но на премьеру - вход только по приглашениям. Их уже получили ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда.