Студент пятого курса приборостроительного факультета ЮУрГУ Андрей Волков в 24 года уже является директором инновационной компании, которая занимается внедрением биометрической системы оплаты.
- Задумка возникла еще в начале обучения в вузе, изначально она была более масштабной: планировалось запустить новый алгоритм в работе биометрической системы при оплате товаров в торговых сетях и магазинах Челябинска. Я предложил расплачиваться за товар без помощи пластиковых карт или наличных денег - по отпечатку пальца, который идентифицирует конкретного человека и служит "проводником" к его счету. Однако поток людей в торговых сетях очень большой, поэтому начать внедрение инновационной разработки решили с образовательных учреждений - школ и техникумов, - рассказывает Андрей Волков.
Идею лишить учеников карманных денег, которые подростки порой тратят на газировку, жвачку и сигареты, родители приняли на ура. Ведь при внедрении данной системы управляет денежными средствами взрослый - открывает и ежемесячно пополняет счет, контролирует его с помощью личного кабинета в Интернете. При этом родитель вправе указать не допустимые к продаже продукты, перечислить имеющиеся социальные льготы, сформировать меню для своего чада.
- Родители идею поддержали, но трудности возникли с поиском инвесторов, готовых помочь в формировании начального капитала. Хотя у меня был патент на инновационную разработку, что с ним делать, я не понимал. Выручило размещение моей компании в областном бизнес-инкубаторе, семинары по коммерциализации инновационных проектов. Реализовать идею в одиночку мне вряд ли удалось бы. Скорее всего, она так бы и осталась на бумаге, - признается начинающий предприниматель.
Сегодня студенческий бизнес-проект весьма успешен: в течение полугода компания установила биометрические системы оплаты питания в трех образовательных учреждениях области. По подсчетам Андрея Волкова, затраты на установку автоматизированной кассы, имеющей сканер для считывания отпечатков пальцев, окупаются за восемь месяцев. Однако, несмотря на удачный старт, покидать инкубатор он не спешит: здесь льготная аренда офиса, ниже оплата телефонной связи, Интернета, к тому же проводятся бесплатные семинары с участием известных коуч-тренеров, есть бухгалтерские курсы, занятия по работе с персоналом. Кроме того, резиденты бизнес-инкубатора имеют возможность участвовать бесплатно в масштабных всероссийских и даже международных выставках, к примеру, в ИННОПРОМе.
Тепличные условия как магнит притягивают молодых предпринимателей: сегодня в бизнес-инкубаторе размещаются 1400 компаний, они занимают свыше полутора тысяч квадратных метров офисных площадей. Стоимость аренды здесь намного ниже рыночной: с учетом коммунальных платежей и оплаты телефона цена квадрата достигает в первый год аренды 130 рублей, во второй - 170, в третий - 230. Дальше резидент должен покинуть инкубатор. Долго пустовать офисам не приходится: спрос на льготные площади огромен, при этом потенциальные резиденты должны выдержать конкурс.
- Тепличные условия необходимы начинающим предпринимателям. Они увеличивают их шансы закрепиться на рынке. В 1990-е, когда я сам начинал карьеру бизнесмена, никто о таких условиях и не помышлял - в те времена был сплошной "ледниковый период", - улыбается директор инновационного бизнес-инкубатора Челябинской области Игорь Елисеев. - В то нелегкое время бизнесмены получили определенную закалку, но сегодня она, по-моему, не нужна. Сейчас все понимают, что сеять семена в асфальт безнадежно. И, если государство предлагает различные меры поддержки, зачем упускать шанс?
Из региональной казны на развитие бизнес-инкубатора ежегодно направляется около 10 миллионов рублей. За время пребывания под крышей этой госструктуры 96 процентов компаний прочно становятся на ноги, остальные не выживают даже в таких тепличных условиях.
Сегодня 40 процентов площадей бизнес-инкубатора отведено под инновационную деятельность, половину из них занимают предприниматели в возрасте до 30 лет. Их цель - получить патенты на новейшие разработки и затем найти свою нишу на рынке.
- Это уже вторая компания, которую я возглавляю, - рассказывает молодой инноватор Игорь Беляков, резидент бизнес-инкубатора с октября 2013 года. - Первый проект реализовал в сфере гальваники. Но в процессе работы столкнулся с серьезной проблемой: большая часть затрат приходилась на утилизацию отходов производства. Стал думать, как сократить расходы. Так появилась новая промывочная установка, которая позволяет в короткие сроки перерабатывать отходы гальванического производства. В 2013 году я получил на эту разработку патент и открыл еще одну компанию.
За месяц на небольшом гальваническом производстве скапливается 20-30 кубометров отходов, новая установка позволяет свести их количество к минимуму - до одного литра за полугодие.
Инновационные разработки для производства - большая редкость в сфере молодежного предпринимательства. Чаще интересы молодых бизнесменов сконцентрированы в IT-сфере, где значительно ниже затраты и выше окупаемость проектов. Обычно это разработка и продвижение коммерческих сайтов, создание интерактивных мобильных приложений для телефонов и планшетов.
- Когда в 2011 году мы въехали в областной бизнес-инкубатор, в штате компании было всего три человека, сегодня же более 20 сотрудников. Занимаемся разработкой мобильных приложений - это очень востребовано. Мы являемся небольшим издательским домом в Интернете - публикуем интерактивные версии известных изданий. В числе последних разработок - презентация олимпийских объектов в Сочи, создаем приложение для туристов - лучшие места отдыха, рестораны и кафе в Сочи. Аналогичный проект уже реализован по Челябинску, - рассказывает руководитель проектов Сергей Белоколков.
В ближайшее время молодые челябинские айтишники намерены штурмовать международный рынок, предложив заморским потребителям мобильные приложения с 3D-визуализацией. Программисты умеют "оживить" на экране планшета объемные модели авто, самолеты или предметы интерьера, кстати, для онлайн-игр - незаменимая вещь. Кроме того, 3D-визуализация применима в обучающих программах. Сегодня в копилке молодой компании уже свыше 30 мобильных приложений. При этом ее руководство регулярно отслеживает меры господдержки субъектов молодежного предпринимательства: в прошлом году получили субсидию по линии минэкономразвития Челябинской области.
Всего в 2013 году 16 субъектов молодежного предпринимательства получили субсидии на возмещение затрат на общую сумму 2,5 миллиона рублей. Максимальный размер выплаты не превышает 200 тысяч для одного предприятия. Получить помощь можно на возмещение до 70 процентов затрат (за исключением налоговых отчислений и заработной платы), но не более суммы годовых налоговых отчислений. При этом разрешено возмещение затрат, произведенных не только в текущем, но и в предшествующем году.
Ирина Казанцева, заместитель министра экономического развития Челябинской области:
- Мы никогда не стремились взять большую часть расходов субъектов молодежного предпринимательства на себя, мы лишь даем молодежи "удочку", а не спонсируем конкретные бизнес-проекты. Существовавшая ранее система грантов несколько расхолаживала молодых бизнесменов. Многие из них открыто заявляли: если не будет гранта, перестанем заниматься предпринимательством. К тому же многие бизнесмены не старались расходовать гранты экономно: деньги-то бюджетные, а не заработанные собственным трудом. Нынешняя система субсидирования работает по другому принципу: государство лишь компенсирует предпринимателю ранее понесенные им затраты. Таким образом мы пресекаем иждивенческие настроения.