В Минэнерго подготовили уточненный проект энергостратегии до 2035 года

Министерство энергетики РФ подготовило уточненный проект энергостратегии до 2035 года. В документе, который размещен на сайте ведомства, в частности, подчеркивается, что сегодняшние темпы развития топливно-энергетического комплекса России пока не обеспечивают достижения целевых индикаторов Стратегии-2030.

В документе конкретизируется, что острыми "остаются застарелые болезни российского ТЭК (высокий износ основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, чувствительность к колебаниям мирового нефтегазового рынка)".

Кроме того, утверждают специалисты ведомства, пока не удалось добиться прогресса в повышении коэффициента извлечения нефти и глубины переработки "черного золота". Есть проблемы и с "голубым топливом": целевой уровень полезного использования попутного нефтяного газа в 95 процентов не будет достигнут ранее 2015 года, утверждают в минэнерго. "Сохраняется негативная тенденция роста доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, запасов малых и удаленных месторождений, что в перспективе будет вести к росту себестоимости добычи энергоресурсов", - утверждают эксперты. При этом, отмечается в документе в 2009-2012 годах зависимость экономики России от ТЭК в его доле в экспорте возросла (до 70 процентов), в доходах федерального бюджета (50 процентов) и инвестициях (40 процентов).

В этих условиях основной задачей становится качественное обновление (модернизация) энергетического сектора страны. При этом новая роль ТЭК в экономике страны будет состоять в переходе от "локомотива развития" к "стимулирующей инфраструктуре", обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.

При этом разработчики уточненной стратегии считают, что главный внешний вызов для энергетики России заключается в кардинальном ужесточении конкуренции на внешних энергетических рынках. "В перспективе предстоит упорная конкурентная борьба за удержание и наращивание доли на ключевых традиционных и новых энергетических рынках", - утверждают они. А внутри страны главный вызов это необходимость глубокой и всесторонней модернизации, преодолении высокого износа значительной части инфраструктуры и производственных фондов, технологического отставания от уровня развитых стран, повышении производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтепродукты, газомоторное топливо, продукция нефте- и газохимии).

Что для этого необходимо сделать? В стратегии предлагаются к решению 8 ключевых задач. Во-первых, модернизация и развитие энергетики, которая включает в себя комплексную модернизацию нефтепереработки, Единой электроэнергетической системы, развитие "умных сетей", децентрализованной генерации, комплексная модернизация теплоснабжения. Во-вторых необходимо развивать внутреннюю энергетическую инфраструктуру, преодолеть дисбаланс в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры. В-третьих, стоит задуматься над развитием внутренних энергетических рынков. Необходимо, снизить степень монополизации, повысить эффективность регулирования, развить конкуренцию и биржевую торговлю.

Четвертой задачей, по мнению специалистов минэнерго, стоит повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки ТЭР для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса. Пятой - повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры.

Кроме этого, полагают в ведомстве, необходимо заняться повышением гибкости и диверсификацией экспортных поставок за счет выход на новые рынки и развития новых экспортных маршрутов, а также новых экспортных продуктов, повысить саму конкурентоспособности компаний ТЭК на внешних рынках и, в целом, внедрить принципы устойчивого развития в управление и государственное регулирование развития энергетики.