Леонид Млечин, историк
- Я не предвижу катастрофического развития событий, хотя гибель даже одного человека уже трагедия. Но не думаю, что страна развалится. Проблема в том, что Украина - страна с тяжелой исторической судьбой, с полным отсутствием традиций сочетания различных интересов. Нынешние протесты - выражение глубинной потребности страны в серьезной модернизации, осовременивании жизни. Украина формировалась с другими представлениями о жизни, западная часть страны даже в другой религиозной среде. Мы должны пытаться понять, что движет украинцами, ведь эта страна наш стратегический партнер.
Дмитрий Орлов, политолог
-На мой взгляд, реалистичный сценарий - стабилизация политической ситуации. Власть использует тот пакет законов, который был принят 16 января. Силовые структуры сдержат напор радикалов и боевиков. В дальнейшем могут происходить протестные митинги, но слабого характера. В среднесрочной перспективе Украина будет придерживаться ориентации на Таможенный союз и способствовать этому будет кредит, выданный Россией.
Карен Шахназаров, гендиректор "Мосфильма"
-Думаю, события на майдане - это начало размежевания Украины на Западную и Восточную. Мы знаем примеры, когда народы расходились вполне мирно, как это было в Чехословакии, разделившейся на Словакию и Чехию. Западная часть Украины исторически и ментально ориентирована на Европу, а вот восток традиционно пророссийская территория, и этого никак не изменить.
Алексей Мухин, директор Центра политической информации
- Майдан сейчас обречен повышать градус противостояния, иначе интерес к нему будет потерян, а президент Янукович продолжит искать пути к переговорному процессу. Но оппозиция настолько разобщена, что непонятно, с кем договариваться и кем договоренности будут исполняться. Ситуация, увы, запрограммирована на хаос и позор.
Василий Стоякин, директор киевского Центра политического маркетинга
- Какой прогноз о будущем Украины сейчас ни дать, события следующих часов могут его опровергнуть. Но независимо от того, чем все-таки закончится силовое противостояние - жесткой зачисткой или переговорами, констатировать можно одно: накапливается взаимное отторжение двух частей Украины. Все громче свое недовольство событиями в Киеве проявляют жители Восточной и Южной Украины. И это уже мировоззренческий конфликт. Потому тема федерализации будет одной из ключевых во всех временных перспективах.
Алексей Власов, эксперт Центра изучения общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ
- Если ситуация будет развиваться в сегодняшнем формате, то не исключен самый катастрофичный сценарий вплоть до раскола страны, хотя еще полтора месяца назад такой вариант казался фантастичным. Системная оппозиция, которая вела переговоры в декабре, утратила контроль и вышла из правового поля. На майдане теперь заправляют радикалы. А те, с кем можно было договариваться, хотя бы Виталий Кличко, демонстративно вышли из переговоров.
Тимофей Бордачев, директор Центра комплексных международных и европейских исследований
- Либо власть наконец применяет силу по отношению к боевикам, которые сейчас захватывают объекты в центре Киева, либо страна разваливается и доходит до того, что восточная и южная области Украины будут вынуждены самостоятельно обеспечивать свою безопасность и развитие. В любой европейской стране или в США такого рода действия, которые осуществляет оппозиция в Киеве, уже давно были бы строго пресечены.
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
- Надеюсь, страсти на улицах поутихнут и есть все основания к тому, чтобы считать, что действующая власть устоит. Отставки Януковича не будет. А Украина еще на какое-то время останется в ситуации выбора: двигаться ли ей в восточную или западную сторону при нынешних очень непростых отношениях ЕС и России.