Заметим, прошло два года с момента запуска программы поддержки моногородов, но некоторые из них до сих пор не выполнили взятые обязательства по "ремонту" своих территорий. Что нужно сделать, чтобы эти города сохранили устойчивость через 50, через 100 лет? На этот и другие вопросы "РГ" попросила ответить зампредседателя Внешэкономбанка, руководителя рабочей группы Ирину Макиеву.
Ирина Владимировна, в начале 2010 года в федеральный список моногородов вошли 333 города. Список за три года расширился или уменьшился?
Ирина Макиева: Сейчас в этом списке 342 моногорода. На первый взгляд наблюдается небольшой рост за три года, но надо учитывать, что многие города из перечня исключены. Например, Московская область практически вся "вышла".
Напомню, что год назад мы разбили все моногорода на три категории по принципу светофора - "красная", "желтая", "зеленая". В основе два критерия: темпы и перспективы падения уровня производства и средний уровень безработицы. В этом перечне есть как "зеленые" города, которые чувствуют себя устойчиво, и им помощь не требуется, так и проблемные, "красные".
К этому году прибавилось "красных" моногородов?
Ирина Макиева: К сожалению, прибавилось. "Красная" зона означает падение объема промышленного производства на предприятии более чем на 2 процента и средний уровень безработицы свыше регионального на 2,2 процента.
Показатели связаны как с планами собственника, так и с ситуацией в отрасли. В основном тревожат "металлургические", "бумажные", "угольные" города. Города, "замкнутые" на предприятия легкой промышленности. Для металлургов обострилась ситуация на внешних рынках. "Легковикам" стало сложнее конкурировать на внутреннем рынке.
Что касается металлургов, то об ухудшении ситуации мы знали заранее и в данном случае успешно смогли применить наш опыт в Краснотурьинске Свердловской области. Владелец нерентабельного алюминиевого завода, администрация области и частный инвестор договорились совместно создать новый промышленный парк, альтернативные рабочие места. Завод будет "сжиматься", но заработают другие базовые предприятия. Одно из них по переработке отходов производства алюминия.
Предприятия легкой промышленности в одном из городов переориентируются на выпуск изделий по лекалам итальянских модельеров. Для этого там призвали на помощь дизайнеров.
А что делать с неинтересными для инвестора территориями? Как мотивировать бизнес?
Ирина Макиева: Безусловно, вопрос привлечения инвесторов более сложный, чем просто предоставление тех же налоговых льгот.
Бизнес идет туда, где ему выгодно. Где решены вопросы близости к рынкам сбыта, обеспеченность и доступность инфраструктуры, например, дешевого электроснабжения или полной газификации. Словом, целая совокупность факторов. Для каждого бизнеса они разные. Но много успешных примеров, где проекты уже работают, позволяя людям достойно жить. Их предложили предприниматели и поддержали муниципальные власти. И тем не менее нужны специальные операторы по привлечению инвестиций на территории, куда инвестора пригласить практически невозможно.
Муниципалитеты считают каждую копейку. У некоторых бюджеты составляют всего десятки тысяч рублей. А качественная документация по проекту тянет на миллионы. Потратить деньги без гарантий, что проект будет профинансирован, для многих смерти подобно. Как быть?
Ирина Макиева: Думаю, что эту проблему поможет решить проектный офис по подготовке и финансированию проектов в моногородах.
Поручение создать такой центр, по своей сути "единое окно" для моногородов, дал председатель правительства 12 ноября 2013 года. Цель - инвестиционное консультирование и помощь в поиске финансирования инвестиционных проектов для моногородов, включая вопросы подготовки документации.
Филиалы офиса появятся в моногородах?
Ирина Макиева: Вряд ли. Сегодня можно работать дистанционно. И такие задачи перед проектным офисом поставлены.
Кроме того, на заседании Рабочей группы мы обсуждали новые подходы к формированию управленческих команд из трех-пяти человек на территориях моногородов. Если такая инициатива будет поддержана, то в них войдут представители районных администраций, собственников градообразующих предприятий, инициаторы инвестиционных проектов. Необходимо, чтобы эти люди работали как один организм, синхронизируя свои действия. У каждого города свои особенности, и команды придется готовить под проблемы конкретных территорий.
Только комплексный подход позволит развить конкурентные преимущества каждого моногорода. Но и это выполнимо при соблюдении одного неукоснительного условия - инициативы региона и моногорода одновременно.
Координировать действие органов власти по стабильному развитию моногородов правительство теперь поручило минэкономразвития. Почему?
Ирина Макиева: Теперь речь идет не о развитии отдельных территорий. Во главе стоят экономические процессы, которые связаны и с повышением производительности труда, и с созданием рабочих мест, и с модернизацией экономики в целом.
Наиболее ярко процессы видны на примере моногородов. Мне кажется логичным, что эту тему доверили минэкономразвития. Тем более что сотрудники министерства, которые курируют эту тему, уже три года работают в составе нашей Рабочей группы.
Правда ли, что минэкономразвития готовит системные меры по созданию особых зон территориального типа, которые смогут "накрывать" моногорода целевыми субсидиями?
Ирина Макиева: Этот вопрос к министерству. Насколько мне известно, такого рода поправки готовятся в закон об особых экономических зонах.
Какие, на ваш взгляд, потребуются новые меры господдержки моногородов в 2014 году?
Ирина Макиева: Акцент надо сделать на поддержку промышленных, индустриальных парков. От минпромторга, в частности, ждем предложения по субсидированию процентной ставки для управляющих компаний, которые в эти парки придут. Также хорошо было бы субсидировать ставки по кредитам для резидентов промпарков.
К минтруду есть предложение пересмотреть программы обучения - переучивать людей новым специальностям целевым образом, то есть только тогда, когда понятно, на какое конкретное место работы они придут, или содействовать переезду к новому месту жительства. В компетенции ГК - Фонда ЖКХ капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья.
От минэкономразвития ожидаем субсидий на строительство или модернизацию инфраструктуры, подключения к сетям, а также на поддержку малого и среднего бизнеса. Все это должно быть направленно на создание новых рабочих мест, как временных, так и постоянных.
А от самих моногородов что вы ждете?
Ирина Макиева: На сегодня господдержка оказана 48 моногородам, однако около 20 процентов общего объема выделенных средств не востребованы.
Муниципальные власти по-разному пытаются объяснить свое неумение работать с бюджетными средствами, но все "предлоги" сводятся к двум основным - у кого-то инвестор ушел из моногорода, кому-то в займах отказали.
В целом же мы сталкиваемся с непониманием муниципальными властями, для чего выделяются бюджетные средства. Многие руководители считают, что государство им должно только потому, что их территория "моно", а значит, есть шанс за счет государства поправить годами копившиеся проблемы - отремонтировать дороги и мосты, котельные и теплосети.
Недавно один из руководителей муниципалитета запросил на строительство новой котельной 350 миллионов рублей, что в три раза превышает годовой бюджет его поселения. Котельная прямого отношения к реализации инвестпроекта не имеет, да и инвестор вызывает большие сомнения. Ему было отказано - "просто так" строить в моногородах, куда не идет бизнес и где не создаются новые рабочие места - не первоочередная задача. Часто на местах не работают с бизнесом, не встречаются с инициаторами проектов и не обсуждают острые проблемы, требующие решения.
Ирина Владимировна Макиева, заместитель председателя правления Внешэкономбанка.
Родилась в Нижнем Новгороде. Имеет два диплома о высшем образовании.
С 2002 года заместитель руководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития и торговли РФ. В 2004-2008 годах работала в Экспертном управлении президента РФ. В 2008-2009 годах - заместитель руководителя секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Отмечена благодарностями президента РФ.