Сергей Шойгу приказал проверить всех военнослужащих на наркотики

Глава оборонного ведомства Сергей Шойгу приказал военной полиции проверить всех без исключения солдат и офицеров Вооруженных сил на наркотики.

Чтобы показать пример подчиненным, министр лично пройдет специальное тестирование. Поэтому можно быть уверенным: избежать такого контроля не удастся ни одному военачальнику, какой бы высокий пост в армейской иерархии он ни занимал.

- Министр обороны ставит задачу искоренить это зло. Даже на последнем селекторном совещании он поставил задачу проверить всех военнослужащих министерства обороны, начиная от самых высоких генералов, заканчивая рядовыми солдатами. Лично мне поставил задачу проверить его самого, и если я этого не сделаю, не проверю министра обороны, он будет считать задачу невыполненной, - это заявление начальник Главного управления военной полиции минобороны Игорь Сидоркевич сделал сегодня в эфире телеканала "Россия-24".

По удивительному совпадению, именно сейчас аналогичную проверку по распоряжению министра обороны США Чака Хейгела организуют в  стратегических ядерных силах страны. Правда, в отличие от Российской армии, у американского чиновника на то есть особые причины. Решение о повальной проверке своих солдат и офицеров Хейгел принял после ряда громких скандалов  - несколько военных, которые служат на секретных объектах и имеют дело с ядерным оружием, попались на незаконном хранении наркотиков.

Сказать, что с этим делом у нас в армии все благополучно, тоже нельзя. Ситуация с наркоманией среди военных достаточно тревожная. Что и послужило причиной для сплошного тестирования личного состава. Вообще проверять курсантов, солдат, прапорщиков и офицеров на употребление наркотиков будут регулярно, особенно перед их заступлением на боевое дежурство и в наряд. Иногда проверки организуют внезапно.

Хотя во время призыва в строй среди новобранцев пытаются выявить любителей "дурмана", полностью исключить их отправку в армию не выходит. Стоит ли удивляться, что среди других военных есть те, что связаны с наркотиками.

К примеру, не так давно на военном полигоне в Кяхте армейские контрразведчики и наркополицейские выявили 10 военнослужащих, хранивших большую партию наркотиков. Целую сеть по распространению "дури" в Алтайском крае по принципу семейного подряда создал один из солдат-призывников. К преступной деятельности он привлек невесту и родителей. В одной из воинских частей Свердловской области наркополицейские обнаружили лабораторию по производству синтетического зелья. Во Владивостоке с крупной партией "синтетики" задержали капитана, командира взвода. В Мурманской области осудили замкомвзвода, который "лечил" себя и сослуживцев героином. А на одном из полигонов в Приморье случайно обнаружили ухоженную плантацию дикой конопли.

Эти и другие факты свидетельствуют: повсеместное тестирование военных на наркотики - дело правильное и своевременное. И займутся им не только военные полицейские, но и армейские врачи, а также воспитательные структуры Вооруженных сил.

Между тем, как раз сегодня депутаты Госдумы приняли сразу во втором и третьем чтении закон, связанный с деятельностью военной полиции. Она официально существует в нашей армии более двух лет, но нормативная база, регламентирующая ее работу, до сих пор существовала только на ведомственном уровне. Первоначально о военной полиции в Минобороны написали отдельный закон. Но затем юристы подсказали генералам, что он был бы уместен, если бы речь шла о федеральном органе исполнительной власти. Армейская полиция таковым не является, поэтому на свет появился документ, корректирующий 10 действующих законов и два Кодекса. Он называется "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации".

Перечислять все статьи и пункты документа не имеет смысла. Поэтому остановимся на главных. Принципиально важной является корректировка Закона "Об обороне". Его дополнили статьей 25 "прим". Она называется "Военная полиция Вооруженных сил РФ" и объясняет, зачем армии нужны собственные правоохранительные органы. В законопроекте сказано, что военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод солдат и офицеров, гражданского персонала Вооруженных сил и тех, кто проходит военные сборы. А еще - для противодействия преступности, обеспечения законности, правопорядка и дисциплины в войсках, безопасности на дорогах (этим вместе с ГАИ уже занимаются включенные в военную полицию армейские автоинспекторы) и решения других задач. Основные функции и полномочия военных полицейских изложат в специальных нормативно-правовых актах. А главным для них документом, помимо этого закона, станет Устав службы военной полиции, который утвердит президент страны.

Стоит обратить внимание еще на две новации, которыми дополнили Закон "Об обороне". Первая - руководство военной полицией официально передано в руки министра обороны. Он же определит ее организационную структуру и численность. Причем набор военных и гражданских сотрудников не должен выходить за пределы установленного для Российской армии общего количества людей. Известно, что штатная численность уже  установлена приказом министра обороны и составляет 6,5 тысячи человек. Менять ее пока не будут.

И второе - армейских полицейских закон наделил правом в строго оговоренных случаях и четко определенном порядке применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. То есть, в данном вопросе военных правоохранителей фактически приравняли к их коллегам из МВД. А вот чем военная полиция точно не будет заниматься, - так это гоняться за преступившими закон солдатами и офицерами. Действующий закон об оперативно-розыскной деятельности никто корректировать не собирается. Зато к важнейшей функции военной полиции отнесена борьба с "дедовщиной" и воровством армейского имущества.

Напомним, что из себя сегодня представляет армейская полиция. В нее входят профильный главк Минобороны, четыре территориальных управления в военных округах, комендатуры и ведомственная автоинспекция. На службу в такие органы принимают только профессионалов, причем все кандидатов подвергают жесткому, в том числе психологическому отбору.