Хочу еще признаться, что присоединяюсь к большинству британских зрителей, которые не приняли появление в сериале подруги Ватсона Мэри - актрисы Аманды Эббингтон (а заодно и актера Мартина Фримена). Мне кажется, что семейно-чувственная и открытая морализаторская составляющая "Шерлоку" противопоказана. Семейственность по отношению к этому материалу в кино нормально выглядит лишь в том случае, если это линия сэра Генри, дворецкого Бэримора и его жены в фильме Игоря Масленникова - прелестный момент, когда представитель клана (Баскервилей) Михалков по-домашнему ест кашку с ложечки, например.
Между тем, когда сериал "Шерлок" только появился, я была им совершенно очарована. Блестящий, интеллектуальный, интригующий... Мне фильм нравился даже больше, чем Шерлок Холмс с Дауни-младшим и Джудом Лоу. Настолько он был новым и неожиданным, с современными ходами, прекрасно вписывающимися в нашу действительность.
И тут хотелось бы поговорить о неравномерности сериалов. Те, кто читал мои заметки, наверное заметили, что я, в отличие от многих телекритиков и коллег, буйно не критиковала сериал "Пепел". Все потому что первые серии мне понравились - была видна сильная задумка. Андрей Смоляков в роли Вити Гардероба, Евгений Миронов, Елена Лядова... К сожалению, в какой то момент все в этом сериале пошло наперекосяк, сказался конфликт между продюсером и режиссером, нарушилась сценарная составляющая. Хотя порой если зрителю нравится сериал, он часто даже не задумывается над сценарными несостыковками (как это было в последних сериях "Ликвидации", например).
Тем не менее, я понимаю, отчего у "Пепла" были столь высокие рейтинги и почему он не стал при этом удачей сезона - не оправдав таким образом возложенных на него ожиданий. На сегодняшний день "Пепел" - это учебное пособие. И я бы на месте живущего в Америке режиссера Вадима Перельмана читала бы на его примере лекции и мастер-классы о том, как нужно и не нужно снимать сериалы.
Далее - сериал "Шерлок Холмс" в исполнении режиссера Андрея Кавуна с Игорем Петренко и Андреем Паниным в главных ролях. Также честно отсмотрела все серии и также не присоединяюсь к хору критиков. И этот сериал неравномерен. И серий, которые послужили явным провалом, здесь всего две - на мой взгляд. Этот фильм, и эта версия вполне имеют право на существование, и найдут своего зрителя - уже нашли. А то что не выдерживают сравнения с западными образцами в головах продвинутых зрителей... Я уверена, что роль Лейстреда будет числиться одной из достойных работ Михаила Боярского. Из Горбунова получился неожиданный Мориарти. А парочка сцен между Паниным-Ватсоном и Дапкунайте-миссис Хадсон заставила меня мысленно апплодировать. Но главное не это, а то что режиссеру Андрею Кавуну удалось в нескольких сериях сохранить детективную составляющую и держать зрителя в хорошем напряжении. На месте продюсеров я бы после его "Шерлока Холмса" поручала снимать Кавуну боевики и детективы и дальше, и он прекрасно с этим справится.
Что касается "Оттепели", конечно, этот сериал действительно стал оттепелью среди всех тех заморозков, что существуют на наших телеэкранах. При том, что это однозначно лучший сериальный проект сезона, только ленивый не заметит, что в середине эпопеи действие провисает. В полном метре, где события развиваются динамичнее, Тодоровский выступает лучше. В сериале же есть явно ненужные эпизоды. Говорили, что Тодоровскому дали карт-бланш и никто не вмешивался в его работу. Тем не менее редакторская рука явно бы не помешала. При том что в последних сериях (теперь уже можно говорить, что первого сезона) ритм восстановился, и смотрятся они на одном дыхании.
Тодоровский, который (по его собственному признанию) оглядывался на "Безумцев", не учел одного. В хороших западных сериалах также бывают серии сильнее и слабее, но каждая из них делается как последняя. Сериал - фильм с продолжением. И делать его нужно так, чтобы это продолжение зрителю хотелось увидеть во что бы то ни стало. Даже если каждая серия - отдельная законченная история. Ритм, экшн, интрига, достоверность, настроение... Нам еще учиться и учиться делать собственные сериалы и адаптации, но хорошо хоть процесс пошел. Тут мне могут сообщить о бюджетах и условиях, в которых делается наша и "их" телепродукция. Когда Кавун и его коллеги рассказывали: как снимали русского "Шерлока Холмса" - англичанам такое и не снилось: утверждения, кризисы и сдачи серий "с колес". Цекало, чтобы снять захватившую зрителя русскую адаптацию "Обратной стороны Луны", пришлось выбиться и из сроков, и из бюджетов.
Кстати, мне кажется, что об актере Павле Деревянко незаслуженно мало говорили после "Оттепели". А я, начиная с "Брестской крепости", все больше ценю этого актера. Он - пример того, что у нас появились и качественные сериальные актеры (не забываем о том, что Деревянко очень успешно снимается и в полном метре). Я бы еще Юрия Чурсина назвала, Максима Аверина... На сегодняшний день в России это звание - актер сериала - как и во всем мире серьезно повысило статус.
Подведу итог. Наше сериальное производство развивается гораздо успешнее, чем индустрия отечественных блокбастеров. И если учесть мировую тенденцию переориентации зрителей на сериалы, то этому можно только порадоваться. Но всегда найдется, кому сказать: "Посмотри пятую серию шестого сезона - она особенно удалась", поэтому лучше делать так, чтобы сериалы хотелось смотреть по порядку. Каждую серию, как последнюю - на одном дыхании. И ждать этих волшебных слов: "Продолжение следует". Потому что, несмотря на легкое разочарование, четвертый и пятый сезон "Шерлока" я очень жду. И гадаю, что же там будет делать вновь возникший Мориарти. Впрочем, я жду и второй сезон "Оттепели". Что-то там будет между героями Анны Чиповской и Евгения Цыганова?