На поле боя слышатся выстрелы, взрывы, хлопки и… аплодисменты. Вверх летит снег вперемешку с землей. Организаторы реконструкции - клуб "Набат" - предложили нехитрый сценарий военной операции. Первую атаку советских войск немец отбивает. Со второй - позорно капитулирует. С безопасного расстояния, на которое оттеснили зрителей, трудно разобрать детали. Но последний крик "Ура!" поддержали все и поняли - наша взяла!
Вместе с русской армией дружно кричат и мои случайные соседи - Миша и Митя. Они вцепились в поручни ограждений и на протяжении двадцати с лишним минут операции не отводят взгляда от самого настоящего танка. Красавец Т-70 - гость из Ростова-на-Дону. Он умеет оглушительно стрелять и эффектно крутиться на месте. Как только оцепление с поля боя снято, Миша наперегонки с Митей бежит к танку. Но очередь из желающих сфотографироваться с героем войны останавливает обоих. Митя не расстраивается и просит ближайшего солдата, с головы до ног покрытого снегом и землей, одолжить винтовку для памятного фото. Участники реконструкции охотно позируют и даже дают померить шлем или прицелиться из оружия.
Особой популярностью у гостей реконструкции пользуются военные санитарки. Они также облачены в аутентичную форму - это обязательное условие для участника. Особый шик - косички с бинтами вместо лент и запачканный порохом носик. Подружки Таня и Юля с гордостью рассказывают, что им удалось "спасти" сегодня не одного бойца. Девчонки рассказывают, что не всегда реконструкции боев обходятся без жертв.
- Бывают и травмы, - делится Юля. - Ломают ноги, руки. Получают ранения.
Как будто иллюстрация к ее словам, рядом стоит боец с кровавыми брызгами на лице.
- Где вас так задело?
- Миной, наверное, - пожимает плечами неизвестный солдат и спокойно закуривает. Мужчины не плачут.
Неподалеку Миша и Митя подкрадываются с фотокамерой к миномету, а многочисленные участники реконструкции один за другим пожимают руки и кричат слова благодарности "главнокомандующему" сегодняшней встречи Евгению Ишутину - руководителю отдела исторической реконструкции клуба "Набат".
- В "боях" сегодня участвует около 200 человек, - рассказывает он корреспонденту "РГ". - Приехали люди из 16 городов России. Мы использовали минометы, дивизионную пушку, "Катюшу" и пиротехнику.
Игорь Смоленский приехал в Воронеж из Смоленска. Это его 16-я реконструкция. На нем офицерская форма. Из-под шлема выглядывает курчавая борода. А под шинелью главная его драгоценность - отцовский орден Красной звезды. В память о родителях, прошедших Великую отечественную войну, Игорь сделал историческую реконструкцию делом всей жизни.
- На мне бинокль, который мой отец отвоевал в бою у фашиста! - С гордостью делится "офицер".
Рядом у костра, как в старом анекдоте, бок о бок греются немец, русский и парень с гигантским фотоаппаратом. Спрашиваю у "фашиста", как он попал в ряды вражеской армии.
- Кому-то нужно играть плохих! - отвечает, улыбаясь.
Оглядываюсь: Миша и Митей, наконец, влезли на танк. Вызываюсь помочь сделать семейное фото: шестилетний Митя на руках у своего 40-летнего папы Миши. На обоих лицах довольные мальчишеские улыбки. В кадр призывают и маму Наташу, которая всю операцию удерживала мужа и сына от побега на "поле боя".