Зрители могут увидеть 20 плакатов с изображением олимпийских видов спорта и три работы, написанные специально еще к летним московским Играм 1980 года (они в свое время были участниками всероссийской выставки плакатов).
В последние годы когда-то довольно популярный вид изобразительного искусства чуть ли не стал практически исчезать, но, к счастью, плакатисты все-таки остались. И один из них - Георгий Соколов. Его работы кода-то можно было встретить во всех районах края - проживает в Краснодаре.
Как признался 76-летний художник, идея создать произведения на спортивную тему пришла после того как, он в родном городе увидел плакат со словами: "Юноши и девушки Кубани, поможем завоевать право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи!". Идею вынашивал несколько лет, а воплотил ее за три месяца. Особой гордостью считает плакат с изображением президента страны, на котором тот запечатлен в качестве капитана сборной России на Олимпиаде в Сочи.
После выставок художник всегда передает свои работы краевым музеям. "Так они точно останутся в истории", - улыбается он. После этой выставки их подарит Краснодарскому краевому выставочному залу изобразительных искусств. Всего же Георгий Соколов написал более 100 плакатов.
- После принятия плакатов музеем будет организована выездная выставка по краю, - рассказывает главный хранитель краевого выставочного зала Неонила Бачевская. - А первым пунктом станет город Сочи. Сейчас ведутся переговоры о месте размещения выставки во время Олимпиады.
Кстати, специалисты утверждают, что интерес к плакату, когда-то весьма успешно выполнявшему задачи "наглядной агитации и пропаганды", постепенно возвращается. По их словам, "привнесение красоты в повседневную жизнь" вновь становится актуальным у наших соотечественников. Плакаты прошлых времен становятся библиографической редкостью, антикварной графикой и предметами коллекционирования. Их ищут, собирают, включают в банки данных.
Перед открытием выставки корреспондент "РГ" побывал в художественной мастерской Георгия Соколова. Собственно говоря, его мастерскую довольно трудно однозначно назвать таковой. В обычной квартире единственная комната служит хранилищем для полотен, а кухня - местом, где они создаются.
- Этот портрет Леонида Брежнева когда-то знали все краснодарцы, - показывает свою работу Георгий Константинович. - В самом центре Краснодара он висел ровно десять лет - с 1977-го по 1987-й годы. И его часто приходилось дорисовывать - награды-то генсек получал часто, да и не только советские, но и зарубежные.
В горкоме партии не сомневались, кому доверить такую важную работу: было хорошо известно, что Соколов всегда, что называется, "болел" за каждый свой любой проект. Между прочим, у мастера, как признается, есть одно неизменное правило: писать людей только с добрыми глазами.
- Партийные работники хорошо понимали значение плаката, - продолжает художник. - Ведь именно этот вид искусства, как говорится, шел в массы. Его отличительная черта - тесная связь с идеологией и историей. А началом истории советского плаката считаются произведения группы художников, работавших в рамках проекта "Окна ТАСС" в 1919 году. Создаваемые художниками изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах страны.
Георгию Константиновичу довелось писать плакаты на совершенно разную тематику: и агитационные, и антиалкогольные, и киноафиши. Именно он - автор серии плакатов о развитии рисоводства (многие в крае помнят, как в конце семидесятых годов прошлого века регион боролся по получение "одного миллиона тонн кубанского риса"), других отраслей сельского хозяйства, да и многих актуальных проблемы того времени.
- Самое главное для каждого мастера - это то, чтобы плакаты выпускались и давали бы результат, - сказал на открытии выставки ответственный секретарь Союза художников Кубани Владимир Егоров. - Сейчас очень мало социальных плакатов, на которых можно было бы увидеть, к примеру, недостатки, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Плакаты Соколова, говорят, в свое время "давали результат". Но потом плакаты художника, по понятным причинам, постепенно исчезали с территорий заводов и улиц городов и станиц. Но любовь к "искусству быстрого реагирования" у художника осталась. Он продолжает писать плакаты, только уже не по просьбе и заданию "сверху", а по собственной инициативе. А его "олимпийская" серия, которая представлена на выставке, по общему мнению, получилось очень выразительной и эмоциональной.