С годами "Золотая маска" обросла множеством параллельных проектов, которые позволяют театралам увидеть выдающиеся зарубежные постановки и не вошедшие в основную программу российские спектакли. Одна из таких программ - "Премьеры Мариинского театра на "Золотой маске", которой и стартовал нынешний конкурс.
И первый же вечер четко обозначил тенденцию, которой уже давно следует современный театральный мир. В программу вошли Concerto DSCH в постановке Алексея Ратманского и "Весна священная" Саши Вальц. Оба спектакля показаны балетной труппой Мариинского театра, но номинированы они в разных категориях: получасовая одноактовка Ратманского претендует на звание лучшего балета, а работа легендарной немки конкурирует среди спектаклей современного танца. Причем в сходной ситуации оказался и вечный конкурент Мариинского театра - Большой: у него есть собственная "Весна священная", созданная гранд-дамой отечественного современного танца Татьяной Багановой, и "Квартира", которую Матс Эк ставил с учетом классической школы танцовщиков. Дополнительную интригу конкурсу должен придать визит Новосибирского театра оперы и балета: его "Весна священная" в версии Патрика де Бана выполнена в технике неоклассики. Так что балетоманам предстоит увлекательное исследование современных танцевальных стилей и изучение индивидуального почерка мастеров. Тем более что в конкурсе будут представлены спектакли и почившего британского льва сэра Кеннета Макмиллана (костюмный трехактный "Майерлинг"), и живого классика Уильяма Форсайта (в России впервые поставили его "Вторую деталь"), и молодого, развивающегося на наших глазах хореографа Вячеслава Самодурова.
Но соперники Мариинского театра пока только готовятся к конкурсным показам, а зал Большого театра на вечере петербуржцев непривычно зиял пустотами: зрители быстро почувствовали, что градус художественных открытий самой титулованной балетной труппы резко упал. Но уровень лидеров хорош именно тем, что встреча с выдающимся профессионалом позволяет им быстро наверстать упущенное. И постановки Ратманского, и Саши Вальц, довольно уязвимо выглядевшие на премьере, за год обрели мощь.
Concerto DSCH, поставленный Алексеем Ратманским для New York City Ballet на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича, при переносе на отечественную почву несколько утратил легкость духа и обогатился сталью литых мышц, но это оказалось совершенно естественно для тех, кто знает не только воспетую в балете оттепель (концерт написан в 1957 году), но и следующие за нею заморозки. Поэтому уникальной танцовщицей в мариинском звездном хороводе выглядит исполнительница центральной партии Светлана Иванова, сохраняющая нездешнюю беззащитность и искренность.
А в "Весне священной" на антигероя - не вовремя опустившуюся иглу, которой на финальном аккорде должна быть пронзена Избранница, нашелся свой герой. Валерий Гергиев не только прилетел в Москву специально для того, чтобы дать спектаклю достойное звучание, но спас ситуацию - "Весна священная" все же получила свою кульминацию, музыкальную. Суровая в своей первозданности хореография Саши Вальц оказалась смягчена академической красотой петербургской школы, в которой танцовщики почувствовали себя защищенными и позволили себе больше свободы, чем на петербургской премьере.