Об этом говорится в уточненном проекте Энергетической стратегии России до 2035 года, который размещен на сайте минэнерго. А внутри страны главный вызов - это необходимость глубокой и всесторонней модернизации. Сегодняшние темпы развития ТЭК не обеспечивают достижения целевых индикаторов Стратегии-2030. Пришлось разработать уточненный вариант.
Понятно, что документ достаточно приблизительно оценивает то, чего можно достичь через 20 лет, так как меняются технологии, сама картина мира, пояснил "РГ" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"Простейший пример - сланцевая нефть, о которой раньше знали только специалисты. Поэтому сама по себе стратегия документ слишком общий", - считает он. По мнению эксперта, к стратегии нужен еще и план реализации, но, к сожалению, "все последние годы во многих отраслях, и в энергетике в том числе, конкретные сроки, финансирование и ответственные за выполнение задач после презентации стратегий ставились очень редко". Когда такой план появится, можно будет говорить о достижимости или нет поставленных целей и задач, резюмировал Сергей Пикин.
Новая роль ТЭК в экономике будет состоять в переходе от "локомотива развития" к "стимулирующей инфраструктуре", создающей условия для развития экономики.
Что для этого необходимо сделать? Есть 8 ключевых задач. Во-первых, модернизация и развитие энергетики, в том числе комплексная перестройка нефтепереработки, электроэнергетической системы, развитие "умных сетей", децентрализованной генерации, модернизация теплоснабжения. Во-вторых, развитие внутренней энергетической инфраструктуры. В-третьих, необходимо снизить степень монополизации, повысить эффективность регулирования, развить конкуренцию и биржевую торговлю.
Четвертая задача - повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки для внутреннего и внешнего рынка. Пятая - повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры. Необходимо еще заняться повышением гибкости и диверсификацией экспортных поставок за счет выхода на новые рынки и развития новых экспортных маршрутов, а также новых экспортных продуктов, повысить саму конкурентоспособность российских компаний топливно-энергетического комплекса на внешних рынках.